STADEL Museum основан в 1815 году банкиром и торговцем специями Иоганном Фридрихом Штеделем (1728 -1816).
Сегодня он является одним из самых значимых и крупных художественных музеев Германии и Европы.
Масштабные работы по реконструкции музея и перестройке его экспозиции проведены в период с 2009 по 2012 год.
Свыше 52 000 000 евро было вложено в амбициозный проект с применением новаторских архитектурных и технических решений. Финансирование осуществлено за счет госдотаций, денежных поступлений из различных фондов и компаний, а также частных пожертвований.
Кардинальной модернизиции подверглась система совмещенного (естественного и искусственного) освещения.
Во внутреннем дворике – светопроёмы дневного света в крыше подземной галерее.
Сегодня экспозиционная площадь Stadel Museum более 3000 м2. Под внутренним двориком построена эффектная подземная галерея. Ее круглые, напоминающие иллюминаторы, светопроёмы дневного света размещены на куполообразном потолке подземного экспозиционного зала.
С наружной стороны потолок выступает в виде холма в центре зеленой лужайки.
Совмещенное искусственное освещение, проект которого разработан концерном ZUMTOBEL, начинает автоматически функционировать при недостатке естественного света.
В качестве регулируемых источников света использованы кольцевые светодиодные модули, интегрированные в периметральные ниши «иллюминаторов дневного света».
С 24.02. по 5.06.2016 в Stadel Museum экспонировалась уникальная выставка «Флорентийский маньеризм» - «MANIERA: PONTORMO, BRONZINO AND MEDICI FLORENCE» - 120 живописных полотен, представляющих во всём многообразии это основное направление в истории итальянского изобразительного искусства с периода Возрождения до эпохи барокко (1500-1600 гг.).
Маньеризм (итал.- «maniera» - «стиль», «изящество» ) - направление в западноевропейском искусстве XVI века, отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Расширенное значение термина: - маньеризм - это период в развитии итальянского искусства от Высокого Возрождения до барокко (1500-1600).
Маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства.
Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряжённостью образов, манерной изощрённостью формы, а часто - и остротой художественных решений
(в портретах, рисунках и др.).
Маньеризм стал известен благодаря работам Джорджо Вазари (1511-1574) – итальянского живописца, архитектора и биографа (его великий труд , опубликованный в 1550 году, - «Жизнеописания знаменитых итальянских живописцев, ваятелей и зодчих» - богатейший источник информации об итальянском искусстве эпохе Возрождения. (В 1568 году вышло 2-е, дополненное издание, в котором имена художников были включены в заглавие).
Вазари использовал понятие маньеризма как похвалу таким качествам, как грация, гармония, лёгкость, изысканность – тем качествам, которые в действительности были присущи многим произведениям искусства, восторгавшим его.
Понятие ”маньеризм“ в живописи характеризуется напряжением, эмоциональностью, удлинёнными человеческими фигурами, неестественными позами, причудливыми эффектами освещения, пропорций, необычной перспективой, иногда яркими, даже «огненными» цветами.
Часто произведения в этом стиле отличаются нетрадиционными решениями, мастер специально концентрирует внимание зрителя на своей технике.
Giorgio Vasari (1511–1574), Venus at her Toilet, ca. (1558)
Jacopo Pontormo. «Иосиф в Египте» (1515)
Эта картина поставила Якопо Понтормо в первые ряды маньеризма, она считается началом формирования собственного стиля художника.
Эмоциональное напряжение уже заметное в «Иосифе», достигло своей вершины в его шедевре - алтарном образе - «Положении во гроб»
С 1520-х годов Понтормо стал одним из основоположников маньеризма во флорентийской школе живописи.
Jacopo Pontormo. "Положение во гроб" (1526-1528).
Это одно из ключевых живописных произведений маньеризма; выразительные, охваченные глубоким горем фигуры, написаны в необычайно ярком колорите. Хотя Понтормо был в первую очередь религиозным художником, но он писал и великолепные портреты. Его творчество оказало большое влияние на его ученика и приёмного сына – Анджело Бронзино.
Agnolo Bronzino. Портрет Медичи Элеоноры Толедской с сыном (1545)
Знаменитое полотно Аньоло Бронзино - выдающийся образец портретной живописи в стиле маньеризма.
При осмотре экспозиции выставки маньеристов «MANIERA: PONTORMO, BRONZINO AND MEDICI FLORENCE» обращает на себя внимание оптимально подобранный гармоничный цветовой контраст между отделкой стен (зеленоватые и сине-голубоватые оттенки разной насыщенности), золотом рам и самими картинами старых мастеров.
Если внимательно приглядеться, то можно заметить на некоторых стенах старинный «обойный» орнамент. Это придаёт дополнительную элегантность оформлению залов и виртуально «возвращает» зрителя к эпохе создания живописных полотен.
Акцентирующее освещение картин выполнено установленными на шинопроводах светодиодными светильниками с высоким качеством цветопередачи.
Они создают повышенную вертикальную освещенность в плоскости картин (ограниченную действующими музейными нормами).
Как видно, световые пятна с размытыми контурами выходят за пределы площади картин и создают вокруг них мягкий яркостный ореол (благоприятно влияет на условия адаптации зрения при восприятии живописного произведения).
Зеркальные «блики» от остекления картин (или масляных красок) всюду отсутствуют. Это говорит о том, что тщательно соблюден так называемый «музейный, 300-градусный угол падения света» на экспозиционную поверхность стен.
Показанное на схеме рекомендуемое размещение светильников относительно картины и потенциальной позиции зрителя, кроме того, минимизирует резкие тени от нижней части рам.