Архитектурное бюро Zaha Hadid Architects, London:
Осветительные приборы:
25 сентября в присутствии Председателя КНР - Си Цзиньпина состоялось торжественная церемония открытия самого большого в мире международного аэропорта «Beijing Daxing International Airport» («Пекин Дасин»). Он построен за 4 года в 46 км к югу от Пекина, в провинции Хэбэй.
Открытие новой воздушной гавани – в значительной мере удовлетворит на ближайшие годы постоянно растущий спрос на международные авиаперевозки.
Это событие предшествует празднованиям 70-летия КНР.
Проект уникальной воздушной гавани разрабатывался знаменитым лондонским бюро Zaha Hadid Architects под руководством Захи Хадид и Патрика Шумахера при участии Пекинского института архитектурного дизайна (BIAD - Beijing Institute of ArchtecturalDesign) и специализированнго бюро по проектированию аэропортов - ADPIngénierie (ADPI).
Аэропорт содержит 4 взлётно- посадочные полосы и 268 мест для стоянки авиалайнеров.
Инвестиции на строительство и оборудование составили около 80 млрд. юаней (11,2 млрд. $).
Аэропорт занимает территорию площадью 1,4 млн. м², общая площадь зоны терминала - 700 тыс. м².
В первые годы эксплуатации пропускная способность составит 45 млн. чел. за год, к 2025 году аэропорт сможет ежегодно принимать до 72 млн. пассажиров и до 100 млн. в 2040 году (и до 40 млн.т грузов).
Комплекс в плане имеет форму 6-лучевой морской звезды и с воздуха выглядит как космический корабль пришельцев, а для многих китайцев ассоциируется с Фэн-Хуаном - мифологическим фениксом - чудо-птицей, приносящей счастье. По древней легенде она спускалась из поднебесья, что трактовалось как доброе знамение мира на небе и всяческого процветания на Земле.
Архитектурно-строительное решение терминала отражает традиционную для китайской архитектуры взаимосвязь пространственной структуры сооружений какого-либо комплекса со сосредоточением их вокруг внутреннего «двора».
Это позволяет пассажирам свободно перемещаться между зонами вылета, прибытия и трансфера, расположенными вокруг центральной внутренней зоны.
У пассажирского терминала находится узел наземного транспорта площадью 80 тыс. кв. м с линией ж.д. экспресса, обеспечивающего прямое сообщение с Пекином.
Такая планировка комплекса обеспечивает практически идеальный комфорт как пассажирам, так и службам сервиса. (Возможна одновременная разгрузка шести полностью загруженных аэробусов А380).
Комплекс аэропорта претендует на самую высокую сертификационную оценку по международным стандартам как «зеленое» строительное сооружение:
Суммарная мощность фотоэлектрических панелей на перекрытиях терминала составляет примерно 10 МВт.
Для искусственного освещения применены только энергосберегающие светодиодныесветильники и прожекторы.
Система централизованного обогрева работает по технологии рекуперации тепла с тепловыми насосами, способными обеспечить площадь интерьеров до 250 000. м2
Сбор и очистка дождевой воды будет осуществляться с помощью системы водно-болотных угодий, озер и рек с общим объемом 2,8 млн. м2, будет поддерживаться в течение затяжного периода дождей и «островами» тепла, которые система создаст как блокирующий эффект в окружающем атмосферном микро-кондиционере в жаркие летние месяцы.
Весьма значимую роль в комплексе мер, круглосуточно обеспечивающих высокий уровень комфорта пребывания людей , играет искусственное освещение, органично интегрированное в архитектуру и совмещенное в светлое время с естественным светом через потолочные светопроёмы в перекрытиях.
Гибко регулируемое освещение является полноценным «зеленым» компонентом инфраструктуры аэропорта.
Концепция и проект освещения разработаны турецкой студией светодизайна Gala Lighting Design Studio.
Среди средств освещения аэропорта - свыше 1300 шт. светодиодных светильников различных типов (OSRAM AG). Они снабжены интерфейсами протокола DALI и централизовано управляются интеллектуальной регулирующей системой. Она интегрирована в KNX - единую сеть управления инженерным оборудованием аэропорта.
При высоком качестве освещения потребление электроэнергии примерно на 65% меньше по сравнению с осветительными системами функционирующих международных аэропортов.
Все светильники оснащены схемной функцией tunable white, позволяющей варьировать цветовой оттенок света в соответствии с назначением зоны терминала. Например, в местах со стойками регистрации преобладает белый дневной свет с Тц= 5000 К, более «теплые» оттенки освещения (Тц = 4000/3000 K) – в зонах ожидания, отдыха и релаксации.
Обобщённый показатель зрительного дискомфорта не превышает UGR = 19, что соответствует международным требованиям к качеству освещения.
Заха Мохаммад Хади?д (1950-2016)
Ирако-британский архитектор и дизайнер арабского происхождения, представительница деконструктивизма. В 2004 году стала первой в истории женщиной -лауреатом Притцкеровской премией. Дама-командор ордена Британской империи (2012).
По образному определению газеты «The Guardian», Заха Хадид — «королева кривой», которая «освободила» архитектурную геометрию от прямых линий и углов, придав ей совершенно новую выразительную идентичность. Одни из её наиболее известных проектов последнего 10-летия - Центр водных видов спорта для Олимпийских игр в Лондоне, Большой художественный музей Мичиганского университета и Оперный театр в Гуанчжоу .
Некоторые её проекты осуществляются посмертно, в том числе и открывшийся в сентябре 2019 года крупнейший в мире пекинский аэропорт Beijing Daxing International Airport .Многие объекты все ещё строятся, включая стадион «Аль-Вакра» в Катаре, где в 2022 году пройдет ЧМ мира по футболу.