Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) голландский художник, гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Светодизайнер, разработавший концепцию освещения экспозиции, - Петер Сушитцки (Peter Suschitzky) -художник по свету в кинематографе, британский кинооператор (г.рожд.1941), наиболее известный своим сотрудничество с канадским режиссером Давидом Кроненбергом.
Сушитцки говорил : «....Всю свою жизнь меня вдохновляли работы величайших старых мастеров, поэтому мне очень интересно было работать с некоторыми из лучших картин Рембрандта. Мне кажется, что великий живописец стремился найти универсальную истину в человеческой жизни и использовал свет для создания движения и эмоций. Это аналогично кинематографии, где формирование света и направление взгляда зрителя в желаемое место на изображении имеют решающее значение для мощного повествования.... "
На выставке Rembrand's Light – «Свет Рембрандта» в старейшей лондонской галерее Dulwich Picture Gallery , экспонировались 35 картин, офортов и рисунков, созданных мастером в период 1639-1658 гг.
Идеальным инструментом для адекватного освещения шедевров Рембрандта светодизайнеру Петеру Сушитцки послужили светодиодные светильники ERCO Optec LED 12 W, управляемые беспроводной дистанционной системой регулирования Casambi Bluetooth.
Светотеневые эффекты, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают наивысшего развития в среднюю пору его творчества.
Житейские невзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми; свет утрачивает свою интенсивность, мазок делается менее сочным. Однако, такой упадок был только временный, и в конце жизни Рембрандт снова создал великие, неподражаемые полотна , сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину ( так, например в 1661 г. им были написаны: знаменитые "Синдики гильдии ткачей" и "Возвращение блудного сына" а в 1682 г. - "Еврейская невеста".
Синдики гильдии суконщиков
Возвращение блудного сына
Возвращение блудного сына
Еврейская невеста
Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская передача световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход гравировальной иглы - отличительные качества мастера, как гравера..
Дженнифер Скотт, директор «Dulwich Picture Gallery» и сокуратор выставки «Rembrand 's Light»: «Если бы Рембрандт творил сегодня, он мог бы быть художником по свету и оператором ... Изучая нашу выставку, он бы использовал свет, чтобы погрузить зрителя в суть повествования сюжета».
Выставка «Rembrand 's Light» иллюстрирует роль света как в создании, так и в повествовании сюжетов произведений Рембрандта .
Дирекция «Dulwich Picture Gallery» осуществила неортодоксальную, смелую и новаторскую акцию, пригласив известного британского кинооператора Петера Сущицкого (Peter Suschitzky) для разработки концепции и дизайна специальной системы освещения выставки « Rembrand 's Light - Свет Рембрандта» с применением светодиодных светильников германской фирмы ERCO и беспроводного управления светом по технологии Bluetooth.
Художник по свету в кинематографе и кинооператор Петер Сущицкий известен своими работами над такими фильмами, как «Звездные войны: эпизод 5 - Империя наносит ответный удар», «Шоу ужасов Рокки Хоррора» и «Марс атакует!» И как оператор постоянный соавтор 11 фильмов канадского режиссера Дэвида Кроненберга. 5-кратный лауреат премии «Джини»(«Genie Awards») - высшей национальной кинопремии Канады, вручаемой канадской Академией кино и телевидения. «В моей жизни издавна вдохновляли работы великих живописцев прошлого », - говорил Сущицкий. «...Мне кажется, что Рембрандт пытался найти универсальную истину в различных аспектах жизни людей и использовал для этого в своих картинах динамику движения и свет....».
Творческая мысль художника проникала во все сферы человеческого бытия - портреты, сцены из современной жизни, мифологические и исторические сюжеты .... Однако, особой его любовью пользовались библейские и евангельские сюжеты, как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к истории страданий Христа-Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных христианского чувства.