Венский сецессион (нем. Wiener Secession) — объединение венских художников в эпоху “югендстиля“ (ар нуво), основанное 3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Альфредом Роллером, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром, Вильгельмом Листом и другими художниками. Первым президентом «Сецессиона» был Густав Климт.
Название объединения (Secession - Сецессион – «раскол») было вызвано протестом против традиционного искусства венского «Дома Художников», где царил консерватизм, ориентированный на историзм.
Девизом нового венского Сецессиона стали слова, которые можно прочесть над входом в венский «Дом Сецессиона»: «Каждому времени – своё искусство, каждому искусству – своя свобода».
Выставочный павильон Венского сецессиона («Дом Сецессиона»), как архитектурный манифест «югендстиля - ар нуво», был построен в 1897—1898 гг. по проекту Йозефа Мария Ольбриха(Joseph Maria Olbrich). Большую часть расходов на строительство взяли на себя сами художники.
Архитектору удалось уникальное творение – белый «храм искусства» с позолоченным декором на фасаде, который не может не восхищать. Компактное, кубической формы здание украшено пластическим цветочным орнаментом, без особых декоративных излишеств.
Сильное впечатление производит венчающая здание ажурная сферическая корона, покрытая позолоченными листьями лавра (символа искусства).
Здание выставочного зала и находящийся в нём «Бетховенский фриз» Густава Климта причислены ЮНЕСКО к объектам мирового художественно-исторического наследия. Это один из наиболее значимых архитектурных памятников австрийского модерна, известного как Secession.
Над входом в «Дом Сецессиона» - девиз объединения венских художников: "Der Zeitihre Kunst. Der Kunstihre Freiheit" («Каждому времени – своё искусство. Каждому искусству – своя свобода»).
Слева от входа на фасаде надпись "Ver Sacrum" («Святой источник») - название журнала - официального органа объединения австрийских художников в первые годы Сецессиона.
Золотая сфера, венчающая здание, – металлическая ажурная корона, в которой листья лавра являются символом искусства.
Здание выставочного зала и находящийся в нём «Бетховенский фриз» Густава Климта причислены ЮНЕСКО к объектам мирового художественно-исторического наследия. Это один из наиболее значимых архитектурных памятников австрийского модерна, известного как Secession.
Над входом в «Дом Сецессиона» - девиз объединения венских художников: «Каждому времени – своё искусство. Каждому искусству – своя свобода».Слева от входной лестницы надпись “Ver Sacrum“ («Святой источник») - название журнала - официального органа объединения австрийских художников в первые годы Сецессиона.
К 120-летию со дня открытия «Дома Сецессиона» (1898 г.) был проведен большой объем ремонтных и реконструкционых работ, и в конце 2018 года здание предстало в новом великолепии. Общая площадь экспoзиционных залов – более 1000 м2.
В рамках очередной реконструкции зала светодизайнеры концерна Zumtobel в тесном сотрудничестве с архитекторами под руководством известного венского архитектора Адольфа Кришанитца разработала на базе светильников Tecton LED специальный вариант светящего потолка, цветовая температура излучения которого может варьироваться в диапазоне 3000 - 6000 K, воспроизводя динамику естественного освещения небосводом в течение дня.
Широко применены светильники Tecton LED и другие модели cветодиодных осветительных приборов в сочетании со схемной технологией tunable White, позволяющей бесступенчато, в широких пределах изменять цветовую температуру излучения.
Ранее, при очередной модернизации, для создания зимой и вечером впечатления освещения зала дневным светом в технической полости светящего потолка были установлены люминесцентные лампы. Они излучали неестественно холодный свет, «просвечивали» через опаловое остекление и были к тому же энергетически неэффективны.
Хельвиг Кемпингер (Herwig Kempinger) – президент современного Wiener Secession: «....Для выставочных залов искусственный свет с качествами естественного более предпочтителен, чем только один дневной, так как современная светодиодная техника и цифровые средства регулирования позволяют обеспечить постоянство осветительных условий или реализовать предсказуемые (запрограммированные) режимы освещения...».
В светящих потолках выставочных залов установлены светильники Tecton slim tunable White с регулируемой цветовой температурой излучения (3000 - 6000 К).
3000 К
4000 К
6000 К
Для освещения экспонатов, размещенных на стенах, примененылинейные светильники Linaria tunable White LED с регулируемым цветовым оттенком излучения.
«Бетховенский фриз» (34х2 м, на трёх стенах) освещается прямым светом светильников Supersystem II LED. Для общего освещения зала над матовым остеклением потолка установлены светильники Tecton slim tunable White.
Акцентирующее освещение отдельных экспонатов осуществляют светильники направленного света «Arcos tunable White» на шинопроводах.
В музейном магазине светильники Alva создают мягкое рассеянное общее освещение (за счет отраженной компоненты от потолка), которые дополнено прямым световым потоком светодиодного модуля downlight, посылаемым в нижнюю зону.
Осветительные светодиодные приборы, использованные в проекте освещения «Дома Сецессиона».
SUPERSYSTEM II (исполнение с несимметричным светораспределением Wallwash для направленного освещения вертикальных поверхностей).
ALVA. Светильник разработан архитекторами Германом Чехом и Адольфoм Кришанитцем (Hermann Czech& Adolf Krischanitz) в содружестве со cветодизайнерами Zumtobel специально для музейного магазина в «Доме Сецессиона».
Предусмотрено автономное регулирование: соотношения световых потоков, посылаемых в нижнюю и в верхнюю зону пространства, цветовой температуры излучения, «димминг» обеих компонент.
https://www.zumtobel.com/media/downloads/2019_03_13_PR_Z_Secession-Wien_DE.pdf
Густав Климт создал свою знаменитую композицию из семи картин – «Бетховенский фриз» (Beethovenfries) для XIV выставки объединения художников «ÖsterreichsSecession» - «Австрийский Сецессион» (15.04 - 27.06.1902).
Цель выставки состояла в том, чтобы под общей темой „Kunstwerk“ («Произведение искусства») воссоединить отдельные виды искусства - архитектуру, живопись, скульптуру и музыку.
На выставке были показаны произведения 21 художника, в том числе Альфреда Роллера, Адольфа Бёма, Фердинанда Андри и др.; часть их работ (настенная роспись, картины, малая пластика) демонстрировались в «бетховенском зале».
Устроители посвятили выставку Людвигу ван Бетховену, её «фокусом» была размещенная в главном зале скульптура Бетховена (автор - Макс Клингер).
Гениальное панно Климта «Бетховенский фриз» считается одной из самых значимых его работ и относится к главным произведениям венского модерна.
В своей фреске художник символически отразил темы последней - Девятой симфонии Бетховена.
В то время музыка Бетховена переживала второе возрождение, и, как никакая другая, была созвучна с духом времени и с настроением югендстиля - модернистского направления в искусстве. Климту удалось невозможное - воплотить звук в цвет. Первые три части симфонии сосредоточены на борьбе, где тёмные силы противостоят светлым со всей своей яростью и драматизмом, но последняя часть провозглашает окончательную победу добра – «Одой к радости» назвал её Бетховен, обращаясь к тексту Шиллера, впервые включая хор в симфоническую музыку. Для создания грандиозного панно Климт как Бетховен искал новые средства выразительности и весьма преуспел. Картина написана казеиновыми красками на гипсе, с использованием зеркальных осколков, гвоздей и даже драгоценных камней. Таким образом, живописец явился предтечей коллажной техники, которая найдёт своё развитие гораздо позже.
Оценить масштаб фриза по репродукциям очень сложно, панно можно отнести к тем работам, которые, только увидев воочию, можно до конца понять и оценить.
Левая композиция - «Тоска по счастью» изображала золотого рыцаря, идущего на борьбу с силами зла; его провожали две женские фигуры символизирующие «Победу» с венком победителя и «Сострадание».
Центральная композиция «Враждебные силы» представляет собой силы «Зла» и состоит из нескольких деталей: центральная огромная фигура Тифона, слева от него три горгоны, символизирующие болезнь, безумие и смерть, справа женские фигуры, символизирующие сладострастие, несдержанность и похоть, в стороне от них находится одинокая фигура женщины, символизирующая Гложущую тоску всего человечества.
Правая композиция «Искусства, Хор ангелов Рая» состоит из фигур, символизирующих «Радость» и прекрасные «Божьи Искры».
Фриз общим размером 34х2 м украшал три стены главного зала. После выставки цикл картин, сразу задуманный как временная инсталляция, был разделен на 7 частей, и в 1907 году приобретен коллекционером Карлом Рейнингаузом. В 1915 году его приобрел Август Ледерер, а в 1938 году шедевр экспроприировали нацисты. После войны картины были возвращены членам семьи Ледерера, которые в 1973 году продали его австрийскому государству за 15 млн. шиллингов. С 1986 года фриз, восстановленный на государственные деньги, находится в «Доме сецессиона».
«Бетховенский фриз» и статуя Людвига ван Бетховена в залах XIV выставки Венского Сецессиона (Фото:: Archive of Secession,1902).
Фрагменты композиций «Бетховенского фриза».
Произведение, длиной более 34 метров, посвящено последней и самой гениальной симфонии автора – Девятой.