Грузовой 4-мачтовый барк «PEKING», одно из последних парусных судов со стальным корпусом, был построен на гамбургской верфи Blohm + Voss, спущен на воду 25 февраля 1911 года , принадлежал компании F. Laeisz.
Судно с грузоподъемностью 5000 тонн, строительство и обустройство которого обошлось заказчику в 680 000 марок, использовалось для перевозки селитры и других нитратов из Чили в Германию для сельскохозяйственных и промышленных нужд.
Почти за 20 лет грузовых рейсов (до 1932 года) «PEKING» 34 раза обогнул мыс Горн – одну из южных точек островных архипелагов у континента Ю.Америки. Маршрут судна пролегал по Атлантическому океану от старейшего чилийского порта Вальпараисо (основан в 1563 году) до Гамбурга.
Длина судна по ватерлинии -115 м, ширина на мидель - шпангоуте - 14 м, высота грот- мачты – 54 м над уровнем воды.
Общая площадь 34 парусов составляла более 4000 м2.
При попутном ветре барк мог развивать скорость до 17 узлов, т.е. примерно 30 км/ч ( скорость в 1 узел - это одна морская миля – 1852 м в час.)
Первый рейс барка в Атлантике (архивное фото , 1911 г.)
Праздничная встреча и сопровождение барка «PEKING» при входе к месту стоянки у пристани портового музея Гамбурга.
После завершения реставрационных работ в 2020 году барк стал главным экспонатом нового портового гамбургского музея (Deutsche Hafenmuseum) в устье Эльбы.
Для создания привлекательного вечернего облика легендарного парусного судна применены светодиодные светильники фирмы ERCO.
Их световыми пучками выделены все основные формообразующие элементы мачтовых конструкций, такелажа , рангоута, в том числе, реи, салинги.
На судне были установлены следующие типы светильников:
· Pollux
· Kona
· Parscan
Pantrac
Все светильники укомплектованы светодиодными модулями с цветовой температурой излучения 3000 К.
Высокая эксплуатационная надежность конструкции осветительных приборов обеспечена необходимой степенью защиты от проникновения струй воды и пыли (IP65) и антикоррозионным полимерным покрытием корпусов, устойчивым к воздействию морской воды, дождя и тумана.
Для справки:
· Такелаж - тросовая оснастка судна - тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута, уборки и постановки парусов.
· Рангоут - устройства для постановки парусов - подъёма, растягивания, удержания в штатном положении.
· Салинг- деревянная или металлическая конструкция, состоящая из продольных и поперечных брусьев, служащая для соединения частей вертикального рангоута, предназначена также для отвода бакштагов и для разноса в стороны вант.
Большой интерес представляет исторический очерк об этом паруснике - «родном брате» российского "Крузенштерна". Ниже приведена статья из Википедии
Этот красивейший барк, родной брат российского "Крузенштерна", 34 раза обошел мыс Горн, дважды снялся в кино, был частью Королевского флота Великобритании и любимой достопримечательностью Нью-Йорка. После 85 лет, проведенных на чужбине, он наконец-то вернулся в родной Гамбург – теперь уже, кажется, навсегда.
"Пекин" (Peking) принадлежит к серии "Летучих П-Лайнеров" – парусников, которые строились в начале XX века по заказу гамбургской судовладельческой компании F. Laeisz для перевозок в Европу чилийской селитры. До наших дней дожить удалось лишь четырем из них. В порту Травемюнде на якоре стоит "Пассат", ныне корабль-музей. В Мариенхамне, главном городе Аландских островов, туристов встречает "Померания". "Падуя" после Второй мировой сменила не только порт прописки, но и имя: сейчас это знаменитый российский барк "Крузенштерн". Но дальше всех от родного Гамбурга оказался именно "Пекин", на долгие годы застрявший в Нью-Йорке.
Парусник был спущен на воду 25 февраля 1911 года на верфи Blohm & Voss. По габаритам он намного превосходил своих современников: 115 метров в длину и более 14 – в ширину, 34 паруса общей площадью более 4 тысяч квадратных метров. Заказчику судно обошлось в 680 тысяч марок. До Первой мировой "Пекин" курсировал между Гамбургом и чилийским портом Вальпараисо. Война привела к тому, что барк попал сначала к англичанам, а потом к итальянцам, но в начале 20-х годов компания Фердинанда Лайеша выкупила его у иностранных конкурентов и снова поставила на линию Европа – Чили.
Опасный мыс Горн "Пекин" обошел 34 раза. Одна из этих экспедиций зафиксирована на пленку. В 1929 году пассажиром парусника стал американский путешественник и писатель Ирвинг Джонсон, захвативший с собой кинокамеру и заснявший все действия команды во время прохождения мыса. Мини-фильм, который Джонсон позже сам и озвучил, стал уникальным документом из той эпохи, когда судам нужно было ловить попутный ветер.
Разразившийся в начале 30-х экономический кризис вынудил немецких владельцев продать парусник англичанам. Вторую мировую "Пекин", переименованный в "Аретузу II" (Arethusa II), встретил уже в составе Королевского военно-морского флота Великобритании. После войны его использовали как учебное судно и съемочную площадку: на борту "Пекина" в 1964-м был снят детектив "Эй, убийство!" (Murder Ahoy!) – один из многочисленных фильмов – экранизаций рассказов Агаты Кристи о расследованиях мисс Марпл.
В начале 70-х "Аретузу II" купили американцы. В Нью-Йорке парусник чуть было не сдали в лом – к счастью, от этой ужасной участи его спасли сотрудники Морского портового музея на Саут-стрит (South Street Seaport Museum), которые сразу поняли, какое сокровище попало им в руки. С 1974 года "Пекин" стоял на якоре возле Бруклинского моста, превратившись в одну из главных городских достопримечательностей. При этом родным портом приписки судна был снова указан Гамбург.
Все эти годы в Германии не теряли надежды вернуть барк домой. В Гамбурге было даже образовано сообщество энтузиастов под названием "Друзья "Пекина"", члены которого следили за судьбой судна и постоянно поднимали вопрос о его передаче. Однако все упиралось в деньги: было очевидно, что на выкуп и реставрацию нужны миллионы, которые не собрать никаким краудфандингом.
Ситуация изменилась в 2012 году, когда на Нью-Йорк обрушился ураган "Сэнди", изрядно потрепавший экспонаты музея и нанесший ему тяжелый финансовый урон. "Пекин" оказался в числе главных "жертв". Оценив свои возможности, руководство учреждения вынуждено было констатировать, что денег на восстановление парусника у него нет. Начались переговоры с германской стороной. В итоге музей согласился отдать "Пекин" бесплатно – но при условии, что все расходы по транспортировке через Атлантику немцы возьмут на себя.
В конце июля 2017 года парусник вышел из Нью-Йорка и всего через 11 дней прибыл в Гамбург. Оттуда его отправили на верфи в коммуне Вевельсфлет. По оценкам экспертов, реставрационные работы продлятся около 3 лет и завершатся не раньше 2020 года. А пока в городе обсуждают, куда именно должен встать на якорь "блудный сын". Самым популярным вариантом является соседство барка с новой Эльбской филармонией – наглядная демонстрация того, что Гамбург помнит свое прошлое, заботится о настоящем и умеет планировать будущее..