Концепция и проект освещения - бюро светодизайна Spreis Major (Великобритания).
Фирмы-постащики осветитльных приборов - Stoane Lighting , Lucifer Lighting
Художественная галерея Абердина . открытая , в 1885 году,- одна из самых популярных достопримечательностей этого небольшого города. В ней представлены собрания живописи, скульптуры и графики с XV века до наших дней. В 1873 году Джон Форбс Уайт и еще несколько местных коллекционеров искусства решили провести совместную выставку. Так родилась идея создать постоянную экспозицию и основать публичную художественную галерею. Архитектор Александр Маккензи построил одно из самых красивых галерейных зданий в викторианском стиле. Центральный зал галереи украшен гранитными колоннами разного цвета..
Кардинальная реновация 135-летней галереи была проведена в 2015-2019 гг. Проект, удостоенный приза Королевского института британских архитекторов RIBA National Awards и шотландской премии «SCOTTISH Design Awards», осуществлялся в соответствии с концепцией, разработанной архитекторами компании Hoskins Architects и светодизайнерами бюро Spreis Major .
Оценка жюри «RIBA National Awards : Художественная галерея Абердина содержит выдающуюся коллекцию произведений изобразительного искусства- одну из лучших в Великобритании. 2019 год стал кульминацией самого амбициозного проекта реконструкции за 135-летнюю историю музея, полностью переосмыслив галерею, чтобы отпраздновать эту дату, лучше понять ее необыкновенные сокровища и истории, которые они рассказывают. Члены экспертного жюри были впечатлены масштабом этого проекта, (который увеличил количество экспонатов до 1080 ед.) , высоким качеством выполненной реставрации и стремлением вовлечь жителей города в будущее этой вновь открытой жемчужины на пороге их дома..
Большая часть экспонатов – переданные в дар частные коллекции. Городской совет принял галерею под свою ответственность в 1907 году. В 20-е годы хх века был открыт Военный мемориал и зал Каудрей-холл, в котором проходят выставки и концерты.
В галерее экспонируются работы таких мастеров как Ребёрн, Хогарт, Рейнольдс, а из мастеров XX века – Пол Нэш, Бен Николсон и Стэнли Спенсер. Французские импрессионисты и постимпрессионисты представлены картинами Моне, Ренуара, Дега и Тулуз-Лотрека. Коллекция образцов прикладного искусства включает в себя керамику, костюмы, мебель, стекло, ювелирные украшения и многое другое.
Неизбежным недостатком элегантного, облицованного медью третьего этажа пристройки Hoskins Architects к Абердинской художественной галерее была потеря естественного света в выставочных пространствах второго этажа без окон. Зимой на северо-восточном побережье Шотландии световой день составляет менее семи часов, и преимущества этого явно ощущаются, говорит Кэрри Донахью Бремнер из Speirs + Major, дизайнер по свету для четырехлетнего проекта реконструкции стоимостью 42 миллиона долларов. Сохранение легкости и простора этих помещений было важной частью плана, подчеркивающего характер гранитного здания конца XIX века.
В девяти галереях второго этажа, расположенных вокруг центрального трехэтажного атриума, в котором находится двор со скульптурами, дизайнеры установили потолочные светильники, которые доминируют над потолком в каждой комнате. Они состоят из светодиодных матриц с возможностью настройки цвета за белыми акриловыми рассеивателями и запрограммированы таким образом, что цветовая температура излучения светильников плавно изменяется в течение дня от 6000 К утром до 3000 К вечером.
Изменения цветового оттенка освещения не соответствуют напрямую внешним условиям, но они указывают на динамику дневного света, которая меняется с течением времени. Программируемые настройки в настоящее время одинаковы для всех сезонов, но могут быть скорректированы в соответствии с отзывами или потребностями куратора. Гибкость обеспечивают точечные светильники по краям потолочных светильников и линейные светодиоды, спрятанные за гипсовыми карнизами, направляющие свет вверх над оригинальными сводчатыми потолками.
Дизайн также чтит архитектурное наследие музея. В Дворе скульптур с верхним освещением дневной свет дополняется системой освещения, которая подчеркивает детали по его краям, такие как высокий скульптурный фриз и сводчатые арки по его периметру, освещенные вверх светильниками на капителях колонн. «По возможности мы скрывали осветительные приборы, чтобы вы видели то, что мы хотим вам показать — архитектуру, а не источник света», — говорит Донахью Бремнер. Но там, где это было невозможно из-за защищенной исторической структуры здания, преимущества освещения сопоставлялись с видимым присутствием технологии. Во дворе скульптур отраженный свет от сводов устраняет необходимость в потолочных светильниках и создает демаркацию в центре музея.
Верхний световой люк был заменен крышей одноэтажной пристройки с полосами стекла между глубокими балками. Ночью свет направляется на одну сторону каждой балки, так что конструкция крыши становится не большим темным зеркалом, а своего рода потолком. Еще одно современное вмешательство можно найти в Зале памяти тройной высоты у входа, где подвесной светильник в форме кольца можно поднимать и опускать в зависимости от цели: от временных выставок до военных мемориальных церемоний. Этот ореол диаметром 5,5 метра и весом 500 килограммов включает в себя полный спектр технологий освещения, которые обеспечивают как визуальную яркость, так и возможность выделить определенные области помещения. Внешняя подсветка излучает «мягкое, общее» свечение, направленные вверх светильники освещают сводчатый потолок, антибликовые регулируемые светильники направленного вниз освещают мобильные выставочные витрины, а видеопроекторы высокого разрешения позволяют художникам демонстрировать свои работы на полу.
Взвешенный подход продолжается и снаружи, где освещение сосредоточено на нескольких особенно ключевых элементах, включая циферблаты над фронтонными окнами и скульптурный военный мемориал, и дополняется светом, исходящим от тщательно расположенных медных светильников, изготовленных по индивидуальному заказу в ресторане галереи. Эта сдержанность является результатом как экологических, так и эстетических соображений. Независимо от того, подчеркиваете ли вы одну из многих деталей фасада, любимых публикой, или мягко дополняете или имитируете интерьеры, наполненные дневным светом, Speirs + Major показывает, что «меньше может значить больше».