Главной задачей при разработке проекта освещения специализированного продуктового магазина является нахождение баланса между общим и акцентным освещением торговых зон магазина.
Очень важно поддерживать высокий уровень освещенности, ведь клиенты в супермаркете предоставлены сами себе, самостоятельно ищут и выбирают товары, а значит, должны легко ориентироваться в торговом пространстве. Тем не менее, не весь магазин должен быть освещен равномерно ярко, некоторые зоны торгового помещения требуют акцентированного внимания и особого подхода к освещению.
Как грамотно создать баланс между общим и акцентным освещением, не потратив на это целое состояние? Для создания достаточного уровня освещенности торгового зала магазина отлично подойдут подвесные, магистральные светильники с люминесцентными или металлогалогенными лампами, они создают ровный заливающий свет, при этом такие светильники достаточно энергоэффективны. Для того чтобы акцентировать внимания покупателей на зонах, важных с точки зрения быстрых продаж – стеллажах с выпечкой, рыбой и мясом, необходимо использовать акцентное освещение. Обычно используются шинопроводные трековые светильники акцентного освещения с металлогалогенными лампами. Но если вы хотите по-настоящему заинтересовать покупателя, придать продукту наилучший вид, сделать так, чтобы покупатель не смог устоять перед покупкой аппетитного стейка – необходимо использовать светодиодные светильники особого типа, которые мы рассмотрим на конкретных примерах далее.
Для того чтобы придать хлебобулочным изделиям свежий, привлекательный вид, необходимо использовать светодиодные светильники, дающие свет в теплой цветовой гамме от 2700 до 3200К, с высоким индексом цветопередачи более 80 CRI. Это необходимо для того, чтобы товар не выглядел блекло и безжизненно, даже если пролежал на полке весь день.
Самой распространенной ошибкой при освещении супермаркетов и продуктовых магазинов является отсутствие системного подхода и светового зонирования. Для каждой торговой зоны необходимо индивидуальное световое решение, зачастую заказчики, в целях экономии, настаивают на поддержании высокого общего уровня освещенности, пренебрегая световым зонированием. Безусловно, это сказывается на общем уровне продаж, в особенности на продажах мясных изделий, так как именно здесь нужно индивидуальное решение. Если света будет недостаточно или, наоборот, чересчур много, цветовая температура подобрана некорректно – мясные изделия будут выглядеть блеклыми и несвежими.
Для освещения мясных отделов необходимо использовать лампы, обладающие специальным спектром, подчеркивающим красные и розовые тона, это позволит продемонстрировать продукт в наилучшем свете, подчеркнет его свежесть. Подобные решения есть у Philips – трековый светодиодный светильник PHILIPS StyliD отлично подходит для освещения мясного отдела, энергоэффективен и обладает отличным индексом цветопередачи – более 80 CRI. Кроме того, светодиодное освещение не снижает срок годности продукта – светодиодные светильники не нагреваются и не излучают вредные для мяса УК и УФ лучи, что, безусловно, большой плюс.
Правильное освещение свежих фруктов и овощей в супермаркетах имеет огромное значение с точки зрения продаж, поскольку данный тип товара остается действительно свежим и привлекательным весьма ограниченное время.
Светотехническим решением для освещения свежих фруктов и овощей могут стать подвесные светильники с металлогалогенными лампами с керамической горелкой ZUMTOBEL COPA, RZB SHOPPING MALL, TRILUX RAPTOR, они дают достаточный уровень освещенности и теплый световой спектр, близкий к солнечному, подчеркивающий свежесть продуктов. Но, несмотря на УФ фильтры, они все-таки могут старить продукты, поэтому в данном случае целесообразно использовать модификации со светодиодными источниками света, которые не создают подобных проблем.
Задачи в данном случае схожи с освещением мясных отделов, но цветовая температура должна быть принципиально другой от 4000 до 6500К – натурально холодный цветовой спектр должен подчеркнуть свежесть рыбы и сделать её привлекательной для покупателя. Кроме того, необходим высокий уровень CRI – более 80. Эти задачи можно решить применением трековых светильников PHILIPS StyliD или встроенных светодиодных светильников PHILIPS LUXSPACE ACCENT.
Прежде всего, освещение для отдела алкогольной продукции должно иметь хорошую цветопередачу, чтобы этикетки бутылок смотрелись ярко. Очень важно использовать акцентное освещение для подсветки дорогого алкоголя, в сочетании со сниженным уровнем яркости общего освещения, акценты на алкоголе, тени и направленный свет способны создать камерную атмосферу, так важную для продажи дорогих эксклюзивных товаров. Некоторые виды алкоголя, такие как вина, например, разрушаются и теряют свои свойства под воздействием ультрафиолетовых лучей, поэтому необходимо применять светильники, не излучающие УК и УФ лучей, например, трековые светодиодные светильники ZUMTOBEL IYON, LUG ROBIN, RZB CALIDO EVO. Кроме того, необходимо правильно нацелить светильники, для того, чтобы стеклянные бутылки не давали бликов и не слепили покупателей.