В октябре 2017 года в Марракеше на улице «Rue Yves Saint Laurent» был открыт «Yves Saint - Laurent Museum Marrakech» - музей, увековечивающий память легендарного кутюрье Ив Сен-Лорана – короля высокой моды XX века.
Французский модельер, работавший в мире высокой моды с конца 1950-х и до конца 1980-х годов, основал дом моды своего имени. Он ввёл в женскую моду такие элементы мужского гардероба, как высокие сапоги и смокинг, считается основателем стиля унисекс. Ив Сен-Лоран был безусловным гением в мире моды и, что называется, баловнем судьбы; его творчество его представляет собой путь от успеха к успеху, он был первым, кто пригласил темнокожих манекенщиц для участия в показах своих коллекций.
В области дизайна одежды он достиг вершин. Иву Сен-Лорану принадлежит немало изобретений в области моды. Именно он подарил миру лодочки на низком каблуке с квадратным носом и металлической пряжкой, геометрические черно-белые графические узоры, платья, у которых нет рукавов и воротника. При проектировании женских нарядов, дизайнер часто заимствовал элементы мужского гардероба. Благодаря ему дамы оделись в брючные деловые костюмы, но главной «визитной карточкой» и символом его неповторимого стиля навсегда останется женский смокинг. В шутку модельер как-то пожалел, что «изобрёл» джинсы не он.
Архитектурный проект музея разработан парижским бюро Studio KO (ведущие архитекторы – Карл Фурнье (Karl Fournier) и Оливер Марти (Oliver Marty).
Почти одновременно открылся одноимённый музей в Париже.
Saint - Laurent Museum Marrakech - первый музей в Африке, посвященный истории моды, занимает площадь 4000 м2; постоянная экспозиция размещена в залах общей площадью 400 м2.
В контурах экстерьера здания гармонично сочетаются строгие прямые линии с плавными кривыми. Этим авторы проекта подчеркнули парадоксальную способность маэстро сочетать в моделях одежды прямые и кривые линии. Цвет фасадных поверхностей выдержан в оттенках типичных для ландшафтов Марокко. Наружная фактура стен вызывает ассоциации с вышитыми или декорированными тканями, которые части применял Ив Сен-Лоран
В интерьере залов авторы музейной сценографии - художники-декораторы – использовали традиционные марокканские материалы: глазурованную плитку, гранит, древесину дуба и лавра.
Постоянная экспозиция показывает около 5000 произведений Ив Сен-Лорана, в том числе 100 свадебных платьев, тысячи аксессуаров и многочисленные рисунки. Также представлены его вечерние черные ансамбли (дамский смокинг и др.), В дополнение к постоянной экспозиции, здание также включает в себя концертный зал, галерею для фотовыставок, библиотеку, кафе и архив площадью 700 м2, включая комнаты для реставрации.
В целом музей - полноценное учреждение культуры, так как в нём, кроме постоянной экспозиции, находятся залы для временных выставок, библиотека, магазин с печатными изданиями и CD-видеотекой, аудитория для различных мероприятий и террасное кафе.
Наряду с общедоступными презентациями моделей Ива Сен-Лорана, музей уделяет большое внимание сохранению его работ. Для этого отведены специальные помещения с соответствующим техническим оборудованием.
Руководство парижской архитектурной компании Studio KO решило привлечь к разработке концепции и проекта освещения бюро Akari - Lisa Ishii. I.C.O.N. Lighting.
При этом был учтёна безупречная репутация Акари-Лизы Исии в международном сообществе светодизайнеров и обширный опыт возглавляемого ею бюро в реализации престижных проектов экспозиционного освещения. http://www.icon-lighting.com/sceno/scenoen/index.html#scenoen.html#scenoen.html
Все приведенные ниже фотографии - Akari-Lisa Ishii - I.C.O.N.
Во внутреннем дворике панель с логотипом YvesSaintL воспринимается как скульптура минималистских форм.
В вечернее время имитацию мягкого «лунного» света создают светодиодные светильники, расположенные на краю открытой потолочной конструкции.
Центральный зал (зоны с демонстрационными подиумами).
Для того, чтобы эффектно воспроизвести текстуру и цвет тканей, светодизайнеры I.C.O.N. Lighting при непосредственном участии Akari-Lisa Ishii протестировали несколько типов источников света, освещая ими различные виды и расцветки тканей.
После длительных проб и оценок наиболее оптимальным оказалось сочетание светодиодов последнего поколения (с высоким качеством цветопередачи - Ra > 90) и зеркальных галогенных ламп накаливания. (В остальных зонах и помещениях применены только светодиодные осветительные приборы).
Для придания определённой сценической драматичности композициям на подиумах и в зале художник-декоратор Кристоф Мартин (Christophe Martin) выбрал черный фон, на котором эффектно воспринимаются манекены с моделями одежды. Эта часть экспозиции в музее – с аудиовизуальным сопровождением (короткометражные фильмы, музыка, фотографии, рисунки с эскизами одежды).
В центральном зале могут быть осуществлены несколько режимов общего освещения. Световой поток светильников и цветовой оттенок освещения автоматически изменяются в течение дня в соответствии с динамикой естественного освещения.
Освещенность и цветовая температура излучения светильников варьируются с ориентацией на суточную биоритмику организма человека. В утренние и дневные часы преобладает «холодный» оттенок света с повышенной «голубой» компонентой, во второй половине дня освещение «теплеет» - повышается «красная» составляющая в излучении светильников.
С одной стороны такое регулирование режимов освещения оптимизирует расход электроэнергии, с другой – позволяет создавать комфортную атмосферу для вечерних мероприятий ( пониженная освещенность и более «тёплый» оттенок излучения светильников).
Все приведенные ниже фотографии - Below: All the photos: Akari-Lisa Ishii- I.C.O.N.
В библиотеке линейные LED-модули встроены в полки таким образом, что, не ослепляя, позволяют отчетливо различить название каждой книги. Дополнительно на столе установлено 3 светильника для чтения.
В книжном бутике – тематические разделы, посвященные эпохе высокой моды и Марокко. Освещение полок – поворотные потолочные светильники направленного света; декоративный акцент – подвесной светильник (550 мм) американско-японского художника и дизайнера Isamo Naguchi (1904 - 1988).
Зал Пьера Берже («Pierre Berge Auditorium») – используется для демонстрации видео - и кинофильмов, для музыкальных представлений и других мероприятий. Прямое освещение встроенными в потолок светильниками типа downlight дополнено отраженным светом от обеих стен и ориентационным освещением ступеней. Использованы линейные светодиодные модули с тепло-белым излучением.
(Foto: Akari-Lisa Ishii- I.C.O.N.).
На этом снимке картины художника Andre Rau, посвященные знаменитой французской актрисе Катрин Денёв (1943 г.рожд.), освещены светодиодными светильниками с проекционными насадками.
За 55 лет Денёв снялась в 127 фильмах, начиная с «Парижанок» и «Шербургских зонтиков» (1962-1964) и кончая «Я и ты» (2017). В течение 22 лет её связывали теплые дружеские отношения с Ив Сен-Лораном.