Амбициозный проект дуэта миланских светодизайнеров Nicolette Rossi & Guido Bianchi и фирмы iGuzzini illuminazione S.r.l. завершен к открытию «Святого года 2025».
· Мраморная Pietà - иконографическая сцена, на которой дева Мария оплакивает мертвого Христа, была создана 24-летним скульптором в 1499 году
· Высота скульптурной группы, изображающей Деву Марию и тело Иисуса Христа, составляет 1,74 м, ширина — 1,95 м.
· Это единственная работа, созданная на рубеже XV-XVI столетий, которая была подписана Микеланджело , она выдвинула молодого скульптора в число первых мастеров эпохи Возрождения в Италии.
· «Пьета» открыла в творчестве Микеланджело период, отмеченный верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка. Для творческих исканий молодого Микеланджело показателен выбор значительной и ответственной темы - скорби Богоматери, оплакивающей умершего сына.
Оригинал уже более 500 лет хранится в капелле правого нефа собора Св. Петра в Ватикане (Petersdom Vatican). Копии скульптуры находятся во многих католических храмах мира.
По оценкам экспертов, значимость скульптурной композиции «Пьета» в истории мировой культуры и искусства сравнима только с гениальными творениями Леонардо да Винчи («Мона Лиза», «Последняя вечеря», « Спаситель мира»).
По данным дирекции собора Св. Петра, «Пьета» ежедневно предстаёт перед взорами 40.000 - 50.000 человек, входящими в собор. В 1972 году скульптура подверглась агрессии человека с неадекватной психикой, потребовалась длительная реставрация. Поэтому в целях надежной гарантии безопасности шедевра капеллу защитили листовой панелью из закаленного стекла. Еще одной превентивной мерой является ограничение расстояния приближения к капелле и строго определенные зоны, из которых можно рассматривать скульптуру
Римско-католическая церковь празднует Святой год каждые 25 лет. Девиз святого 2025 года: «Паломник надежды».
Святой год призван побудить верующих обновить свою веру и углубить свои отношения с Богом. Важным компонентом является возможность получения индульгенции. Исторически корни Священного года уходят в средневековье. Первый Святой год был объявлен в 1300 г., после этого его отмечали через 50 лет , а затем каждые 25 лет. В это время верующие католики могут получить «индульгенции» – многовековую особенность Католической церкви, связанную с прощением грехов.
Прогнозируется, что в течение «Священного года 2025» через «Святые врата» собора, открытые Папой Франциском 26 декабря 2024 года, пройдут более 30 млн. паломников, которые увидят «Пьету» в капелле с обновленным светом....
Michelangelo Buonarotti (1475 -1564)
Жизни и творчеству великого флорентийца посвящен увлекательный роман американского писателя Ирвинга Стоуна (1903-1989) «Муки и радости».(1961)
Фильм «The Agony and the Ecstasy» режиссера Кэрола Рида вышел на экраны в 1965 году.
Ради работы над романом «Муки и радости» Стоун продал свой дом в Калифорнии и переехал во Флоренцию, на родину Микеланджело. В книге очень много описания работы с камнем: скульпторы, которые творили, каменотесы, которые «рубили» и готовили камни для скульптур и других построек. Все эти действия описаны с необычайной правдивостью.
Также писатель много времени уделял архивам — его приятели-учёные помогли найти многие документы и нужные материалы. В итоге книга содержит много информации, раньше о которой не знали даже исследователи творчества Микеланджело , учёные и историки.
Заслуживает внимания отрывок из романа, в котором рассказывается о свечном светильнике, который «изобрел» и использовал скульптор при создании скульптуры « Пьета - Оплакивание»
1. Заказ на скульптуру поступил от кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII.
2. Композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине.
3. Этот почетный заказ получил молодой скульптор Микеланжело Буанаротти , так как за него поручился влиятельный римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.
4. Договор был заключён 26.05.1498 и на следующий же день началась работа над скульптурой.
5. Работа над статуей заняла у мастера 2 года - с 1498 до 1500 гг.
Кардинал римской базилики Сан-Джованни, который оплачивал труд Микеланджело и постоянно справлялся о ходе работы , спросил во время одной из встреч, когда скульптура была еще далека от завершения :
· «....Скажите, сын мой, каким образом лицо Богородицы осталось столь юным, - оно моложе чем у её сына...?
· Микеланджело: «...Ваше преосвещенство, мне кажется, что дева Мария не может состариться – он чиста и непорочна... и потому сохраняет всю свежесть юности....»
· Кардинал: « Я надеюсь, вы закончите свой труд в августе....Моё заветнейшее желание – отслужить молебен в храме Святого Петра при освящении этой статуи....»
После того, как «Пьета» под наблюдением скульптора была установлена в капелле собора Св. Петра, Микеланджело поставил перед пьедесталом две свечи, пламя которых относительно ровно освещало скульптуру, создавая оживляющие блики на идеально отполированной поверхности каррарского мрамора....Это произошло на границе XV –XVI веков (1500 г.)
Как и предыдущая реновация освещения, проведенная в 2018 году с применением светильников Palco Spotlight фирмы iGuzzini , новая концепция освещения была разработана cветодизайнерами и основателями студии Rossi Bianchi lighting design - Николеттой Росси & Гвидо Бьянчи и реализована с использованием нового типа светильника iGuzzini Sipario.
Высокий профессионализм и обширный опыт миланского дуэта светодизайнеров Nicolette Rossi & Gvido Bianchi , применивших светодиодные светильники iGuzzini из новой серии Sipario , позволил выбрать оптимальный уровень освещенности скульптуры с учетом общего рассеянного света в объеме капеллы и обеспечить идеальный моделирующий эффект сложной пластики скульптуры , гарантирующий комфортное 3D-восприятие всех её деталей.
Для достижения необходимого эффекта в светильниках применялись легко заменяемые различные типы отражателей и линз.
Конструкция светильников с гибко ориентируемой световой головкой и их легко изменяемое положение на шинопроводах позволило персоналу iGuzzini c минимальными временными затратами достичь оптимального направления световых пучков....
При этом угловые размеры пучков строго ограничены , а световые пятна лишены нежелательного эффекта т.называемого «двойного кольца»
Благодаря системе управления Dali система освещения разделена на группы, которые можно включать отдельно, а световой поток можно регулировать, что позволяет системе создавать различные световые сценарии...
Чтобы в полной мере передать эмоциональное и визуальное воздействие Пьеты Микеланджело, новая система освещения с прожекторами Sipario позволяет осуществить 4 различных сценария, каждый из которых предназначен для освещения различных аспектов скульптуры и ее окружения. Эти сценарии – Север, Восток, Юг и Запад – контролируются через систему KNX и допускают динамические корректировки в зависимости от потребностей базилики.
Северный сценарий создает сбалансированный эффект светотени за счет использования прожекторов Sipario, установленных на пилястрах, подчеркивающих пластику и детали скульптуры. Освещение усиливает гармонию между отдельными элементами, такими как складки одежды Марии и выразительные черты лица Христа.
Центральный свод капеллы с евангельскими сюжетами украшен фресками Джованни Ланфранко. Они освещаются направленным светом светильников Sipario, установленными на карнизе.
Восточный сценарий создает драматический эффект «светового лезвия»: острый направленный луч прожектора падает на Пьету. Этот эффект фокусируется на спокойном, наклоненном лице Девы Марии, а тонкие блики на мраморе придают скульптуре поразительную эмоциональную выразительность.
Sipario (opti beam reflector) Ø122 mm,13,7 W, 500 lm, 4000K,CRI=97, super spot 4,80