+ 7 (495) 989-29-10

Реновация освещения интерьера кафедрального собора “ Santa Maria Nuova Monreale” (Сицилия, Италия) с мозаичной росписью ХII века

14.03.25

 Сицилийский городок Монреале (Monreale) и крупнейший город Канады Монреаль (Montréal) связывет только то, что их названия в переводе на итальянский и на французский соответственно означают «королевская гора»....
Концерн Zumtobel Group.

Одна из самых значительных исторических и культурных достопримечательностей острова Сицилия – архиепископский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы Dom Santa Maria Nuova Monreale”.

Построен в 1174 году в маленьком сицилийском городке Монреале (пригороде Палермо), освящен Королем Сицилийским Вильгельмом II («добрым») в 1176 году. После кардинальной реставрации в 2015 году “ Dom Santa Maria Nuova Monreale”, являющийся уникальной сокровищницей византийской мозаики, включен ЮНЕСКО в реестр мирового наследия культуры. Размеры центрального нефа в плане 100х40 м, высота -15 м.

 

Захватывающие сюжеты мозаичной росписи на евангельские темы делают собор Santa Maria Nuova di Monreale на Сицилии весьма значимым памятником средневековья.

Несмотря на свой относительно неприметный фасад, собор «Рождества Пресвятой богородицы -  Санта-Мария-Нуова Монреале». знаменует собой кульминацию связи между нормандско- романской архитектурой и византийским мастерством. Визуальными «хай-лайтами»» являются две большие асимметричные колокольни. Одна из них была частично разрушена молнией в 1807 году (затем реставрирована) и портал с романскими бронзовыми дверями, украшенными Бонанно Пизано.

Две большие часовни (Крочифиссо и Сан-Бенедетто) к северу и югу от апсиды посвящены Святым Павлу и Петру и показывают сцены из их жизни. Пол собора выложен тротуарной плиткой Cosmata, а стены красиво инкрустированы.

В отличие от остального средневекового интерьера, капелла дель Крочифиссо в северной апсиде полностью выполнена в стиле барокко. Капелла Сан-Бенедетто содержит порфировый саркофаг короля Вильгельма I и мраморную гробницу Вильгельма II. В 1816-1837 гг.пристроен красиво расписанный деревянный свод с латинскими надписями.

Сокровищница собора содержит впечатляющую коллекцию сакрального искусства, включая реликварии, стены, изделия из серебра, работы ювелиров и другие церковные произведения искусства средневековья и эпохи Возрождения.

Dom Santa Maria Nuova Monreale” - один из самых известных и хорошо сохранившихся европейских соборов, оказавших огромное влияние на европейскую религиозную культуру. В его архитектуре сочетаются византийские, норманнские и арабские черты.

Мировую известность храм приобрел благодаря своему главному сокровищу - позолоченной мозаичной росписи интерьера сo 130 евангельскими и другими религиозными сюжетами. Суммарная площадь поверхностей с мозаикой - около 6500 м2.

Это самое большое собрание средневековых мозаик в мире. Большая часть мозаик была выполнена в период с 1183 до 1189 гг.

Изображения воспроизводят фрагменты сюжетов из Ветхого и Нового заветов (сотворение мира, истории Адама и Евы, Иисуса Христа, Авеля и Каина).

Подлинные имена авторов храмовой росписи (мозаичистов) историкам-искусствоведам неизвестны.

По одной из версий, авторами могли быть греки, мастера-мозаичисты, приглашённые из Константинополя. В пользу этой версии говорят типично греческие одеяния Христа, Божией Матери и архангелов, греческие подписи ряда мозаик в апсиде. 

 

Все мозаичные фигуры собора (многие из которых являются иконами) размещены на фоне золотой мозаичной тессеры (плитки). Внутренние размеры церкви составляют около 100 метров в длину и 40 метров в ширину. Всего имеется 130 отдельных мозаичных сцен, изображающих библейские и другие религиозные события. На стенах центрального нефа изображен Ветхий Завет, начиная с Сотворения мира и заканчивая битвой Иакова с ангелом. Мозаики в боковых приделах иллюстрируют важнейшие события жизни Иисуса, от рождения до распятия, и содержат цикл, иллюстрирующий совершаемые чудеса. Многие мозаики имеют надписи на латыни или греческом язык.

 

 Другая версия гласит, что авторами были итальянские, местные мастера, хотя и находившиеся под влиянием византийского искусства. Об этом свидетельствует достаточно примитивное исполнение мозаик главного нефа и боковых приделов и надписи на так называемой «народной»(«вульгарной») латыни на большинстве мозаик.

Всю конху главной апсиды занимает огромное изображение Христа Пантократора (Вседержителя). : голова Спасителя вместе с бородой имеет высоту более 3 метров, правая рука простирается на 7 м, а всё изображение имеет высоту 7 м, а в ширину — 13,30 м.

 Пальцы правой руки Спасителя сложены для благословения, в левой руке Он держит Евангелие, открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12), написанном на латинском и греческом языках. Образ Христа Пантократора широко распространён на православном Востоке и был перенят норманнской архитектурой (соборы в Чефалу, Мессине, Палатинская капелла). Отличие монреальского Пантократора от других подобных образов в том, что руки Спасителя широко распростёрты и как бы обнимают всех находящихся во храме. Авторы мозаики добились также оптического эффекта, благодаря которому очи Христа обращены на каждого из молящихся. Те части фигуры (руки и кисти рук, книга), которые из-за кривизны ниши кажутся сокращёнными, увеличены и удлинены для нейтрализации перспективных искажений.

Мозаичист, работавший над апсидой, расширил её пространство за счёт примыкающего пресвитерия с целью получить достаточное место для воплощения заказанной ему большой и сложной программы. А чтобы обозначить границы нового компартимента, на лицевой стороне триумфальной арки он изобразил мозаикой (как часть иконографии святых столпников) те скульптурные колонны, которые в реальности стоят в соборе Чефалу, послужившем ему образцом, воспроизведя даже их колористическую гамму.

Окружают образ Пантократора расположенные в медальонах ближней полуокружности восемь ветхозаветных праведников и пророков (Нафан, Даниил, Илия, Давид, Соломон, Самуил, Гедеон и Елисей) и ещё один образ Спасителя — Христос Эммануил. Дальний полукруг образуют Небесные Силы — архангелы Рафаил, Михаил, Гавриил и Уриил, шестикрылые Херувимы и Серафимы, взывающие «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф»

Под образом Христа Пантократора расположены ещё два мозаичных ряда. Верхний ряд — это традиционный византийский Деисис: в центре на троне Богородица с Младенцем и справа от неё — Архангел Гавриил, Апостолы Павел, Андрей, Матфей, Марк, Фома, Симон Зилот; слева — Архангел Михаил, Апостолы Пётр, Иаков, Иоанн Богослов, Лука, Варфоломей, Филипп.

Нижний ряд (слева направо) — мученица Агата, отец восточного монашества преподобный Антоний Великий, священномученик Власий Севастийский, , традиционно чтимый бенедиктинцами Мартин Турский, первомученик архидиакон Стефан, священномученик Пётр Александрийский, священномученик Климент Римский, святитель Сильвестр Римский, священномученик Фома Кентерберийский, великомученик архидиакон Лаврентий, один из патронов Сицилийского королевства Николай Мирликийский, западный Отец Церкви Иларий Пиктавийский, отец западного монашества Бенедикт Нурсийский, равноапостольная Мария Магдалина.

Две фигуры продолжают нижний ряд святых за пределами апсиды — это симметрично расположенные образы двух столпников — Симеона и Даниила.

Предваряющие алтарную часть обширные хоры ограничены двумя триумфальными арками, на одной из которых вновь изображены Архангелы Михаил и Гавриил, а на второй — сцена Благовещения. По обе стороны первой (ближайшей к апсиде) арки помещены изображения двенадцати ветхозаветных пророков и праведников, предсказавших воплощение Сына Божиего: Иаков, Захария, Малахия, Иона, Иезекииль, Моисей (с правой стороны арки), Исайя, Аввакум, Иеремия, Амос, Авдий и Иоиль (с левой стороны).

Большинство мозаик апсиды — типично византийские, надписи — греческие (Христос Пантократор, ближайший полукруг ветхозаветных праведников, Деисис, сцена Благовещения) и латинские (дальний полукруг Сил Небесных, нижний ряд святых, арка с Архангелами).

На хорах дважды встречается мозаичное изображение основателя собора короля Вильгельма II Доброго: над королевским троном мозаика изображает коронацию Вильгельма Христом (параллель с аналогичной сценой в Марторане, где Христос коронует Рожера II), а над архиепископским троном — на мозаике Вильгельм преподносит Богородице построенный им собор. Содержит собор и память о супруге Вильгельма II — Иоанне, дочери Генриха II Английского, бывшего вольным или невольным виновником смерти Бекета. Именно с её влиянием связывается появление в числе известных и широко почитаемых святых, изображённых в апсиде, Фомы Кентерберийского, то есть Томаса Бекета, всего через двадцать лет после его мученической кончины. Это самое раннее из известных изображений Томаса Бекета за пределами Англии.

 Параллельно с обширной реставрацией драгоценной мозаики фирма Zumtobel lighting обновила устаревшую систему освещения с галогенными лампами накаливания

В рамках реставрации собора концерн ZUMTOBEL Group провел кардинальную модернизацию освещения интерьера собора чтобы подчеркнуть визуальное богатство мозаики.

В результате замены устаревших светильников с лампами накаливания (и частично с люминесцентными лампами) на энергоэкономичные, гибко регулируемые светильники на базе светодиодных модулей с высоким качеством цветопередачи Ra = 97 достигнуто более чем 2-кратное снижение потребления эл. энергии и существенное улучшение качества освещения , мозаики словно «ожили» в новом свете, вся их широкая хроматическая гамма воспроизведена максимально достоверно. В светильниках установлены светодиоды тепло-белого света с цветовой температурой излучения 2700К и 3000 К, адекватно корелирующей с золотистым оттенком фресок и цветом отделки стен храма.

Благодаря управлению освещением на базе светорегулирующей системы LUXMATE LITECOM можно индивидуально управлять отдельными светильниками и легко реализовывать различные сценарии. Широкий набор интерфейсов делает управление освещением особенно простым в использовании: доступны сенсорные панели, цифровые приложения для ПК и смартфонов, а также панели управления или физические кнопки.

Реализовнная концепция нового освещения на базе светодиодных светильников отдала должное впечатляющему интерьеру с его художественной мозаикой, одновременно обеспечив высокий уровень адаптации для самых разных сценариев.

Реставрационные работы были использованы муниципалитетом и приходом собора для привлечения профессиональных светодизайнеров Zumtobel как возможность обновления освещения с целью снижения потребления эл.энергии и улучшения качества цветопередачи чтобы подчеркнуть визуальное богатство мозаики и направленно визуализовать архитектурные фрагменты интерьера...

 Удалось достичь необходимого эффекта практически исключив из поля зрения светильники и выполнив при их монтаже и прокладке питающих линий строгие требования к сохранности сооружений Всемирного наследия культуры.

 Светильники, установленные на капителях колонн выполняют 2 задачи: часть из них обеспечивает общее освещение нефа ,а оставшиеся – направлены на потолочную роспись для её яркостного «осветления».

Для направленного освещения алтаря и распятий применены светильники направленного света серии VIVO II.

 

 Все светильники внутри собора укомплектованы светодиодными модулями тепло-белого света с Тц = 2700-3000 К, которые воспроизводят хроматическую гамму росписей с высоким качеством цветопередачи – СRI (Ra)= 97

Смотреть другие
Начните работу с компанией Тринова
Оставить заявку:
Ваше имя*:
E-mail*:
Телефон:
Название организации:
Описание задачи:
* - Обязательные поля
Свяжитесь с нами
Компания Тринова
Россия, Москва, Николоямская 40/1
+ 7 (495) 989-29-10
Подписка на рассылку
Новости, статьи, инфографика, видео и обзоры - присоединяйтесь, с нами интересно!
Мы в социальных сетях
Заказать обратный звонок:
Ваше имя*:
Телефон*:
* - Обязательные поля
Подписка на рассылку: