В 2017 году в музее “Wallraf-Richartz Museum” (Кёльн) экспонировалась ретроспективная выставка голландского художника Годфрида Схалкена – “живописца ночного света“ (Godefridus Schalcken, 1643-1706). Устроители назвали экспозицию “Schalcken – Gemalte Verführung“) - «Схалкен – нарисованный соблазн».
Крупнейший стихотворец и универсальный гений немецкой литературы Йоганн Вольфганг Гёте в своём автобиографическом произведении «Поэзия и истина» так оценил магию мастерства Годфрида Схалкена: «…Eine Lampe erleuchtete den enghäuslichen Zustand, wo mein immer mehr geübtes Auge sogleich das schönste Bild von Schalcken erblickte, von den ich mich nicht losmachen konnte…»
«…Лампа освещала бедное убранство дома, и перед моим, уже опытным, взором воскресло прекрасное полотно Схалкена; я не мог отделаться от этого видения… и так и не уснул до утра…»
Эта цитата из Гёте была воспроизведена на выставке на немецком и английском языках на стене одного из залов музея.
Освещение собрания великолепных по мастерству произведений одного их «старых голландцев» специалисты Philips посвятили «Международному году света», проведенному под эгидой ЮНЕСКО (“International Year of Light 2015“ UNESCO).
При осуществлении этого проекта был использован опыт, приобретенный при реализации в 2013 году крупномасштабной модернизации освещения залов голландской живописи в музее Rijksmuseum (Амстердам).
Одним из главных вызовов для авторов данного проекта был очевидным - максимально достоверно передать цветовой оттенок света свечного пламени, который виртуозно изображал художник на своих картинах.
Для акцентирующего освещения картин были применёны светодиодные светильники модели “StyliD PerfectBeam”, установленные на шинопроводах. Эта выставка стала «премьерой» применения этой модели светильников в музейном освещении.
Светильники оснащены сменной и перемещаемой вдоль оптической оси линзовой системой (подобной варио-объективу фотокамеры): она позволила при «настройке» освещения легко изменять угол рассеяния светового пучка.
Такая вариативность светораспределения светильников и большое число степеней свободы поворота и наклона световой головки дали возможность гибко и прецизионно «нацелить» световые пучки индивидуально для каждого экспоната в отдельности – с учётом размеров картины и расстояния между светильниками и стеной.
Кроме того, для той или иной картины (при необходимости) индивидуально подбирался уровень освещенности – была обеспечена возможность регулирования светового потока светильников.
Экспозиционные поверхности стен имеют тёмно-голубую отделку, хорошо сочетающуюся с золочёными рамами и цветовой гаммой живописи.
Световые пучки высвечивают не только плоскость картин, но и образуют вокруг них своеобразный световой ореол. Это исключает резкий перепад яркостей в центральном поле зрения и создаёт комфортные условия видения. Для адекватного воспроизведения оттенков свечного пламени и освещаемых им объектов в светильниках применены светодиодные модули с цветовой температурой излучения 2700 К.
Отличное качество цветопередачи светодиодов – обобщенный индекс Ra ≥ 90 позволил передать тончайшие оттенки всей живописной гаммы.
Как видно из фотографий, светильники общего освещения, как такового, отсутствуют. Однако света, отраженного от картин и стен, вполне достаточно для визуальной ориентации и безопасного перемещения зрителей.