Ниже представлен выборочный обзор классических моделей, созданных в период 1950-2012 гг.)
В конце 50-х – начале 60-х гг. прошлого века финские дизайнеры и фирмы-изготовители были «первопроходцами» в применении нового (для того времени) светотехнического термопластичного материала – полиметилметакрилата (бесцветного, опалового , молочного, цветного). Переработка этой пластмассы в изделия осуществляется методами литья под давлением, экструзией, термоформованием и др.методами.
Ю. Нумми был удостоен золотой медали на миланских выставках искусства, архитектуры и дизайна Triennali di Milano в 1954 и в 1957 гг.
В 1971 году он получил медаль Pro Finlandia. Его светильники демонстрировались на выставке «Design in Scandinavia» 1954 г. в США; на выставке «H 55 °» в Хельсинки, в 1958 г.на выставке «Formes Scandinaves» в парижском Музее декоративного искусства (Pariser Musée des Arts Décoratifs) , в 1956-57 гг. на выставка «Finnish Exhibition» и в 1961 г. на выставках «Finlandia» в Цюрихе, Амстердаме и Лондоне. В 1964 г. в Москве на выставке «Финляндия сегодня» финские светильники (дизайнеров Юки Нумми и Лизы Йоханссон- Папе) впервые были показаны в России.
Modern Art Table lamp (design Yki Nummi, 1955)
“Skyflyer” („UFO”) (design Yki Nummi, 1960) ( светильник находится в постоянной экспозиции Филадельфийского музея искусств –Philadelphia Museum of Art)
Форма светильника напоминает «летающую тарелку» - неопознанный летающий объект (НЛО - UFO термин, введенный ВВС США в 1952 году) — это название светильника отражает начавшееся в 50-х годах увлечение «инопланетянами».
“Kupoli „ (design Yki Nummi, 1962)
Дизайнер Lisa Johansson-Paрe (1907- 1989)
Лиза Йоханссон-Папе, дизайнер финского происхождения, сделала долгую и многопрофильную карьеру в дизайне светильников , мебели, текстиля и керамики. Она стала известной благодаря своим проектам по освещению и сейчас считается одним из лучших светодизайнеров Финляндии 20-го века.
Лиза Йоханссон-Пейп родилась в 1907 году и училась в Институте промышленного искусства Хельсинкского университета искусства и дизайна (ныне Университет искусства и дизайна Аалто), который окончила в 1928 году. Прежде чем заняться дизайном освещения, она работала дизайнером мебели. для Kylmäkosku и Stockmann, а также разработал ковры для друзей финского ремесла. Она сотрудничала с производителем освещения Orno, принадлежащим Stockmann, с 1942 года, как известно, заметив: «Я стала дизайнером по свету совершенно случайно. По образованию я дизайнер мебели, но во время войны мне пришлось делать лампы».
В ее проектах часто использовались такие материалы, как эмалированный металл, акрил и стекло. Дизайн ламп Johansson-Pape всегда подчеркивает техническую функциональность и практичность. Йоханссон-Пейп сотрудничала со стеклодувами на стекольном заводе Иитала в 1950-х годах, и благодаря этому партнерству родилась новая коллекция дизайнеров стеклянных ламп. Она проектировала светильники для многих общественных мест, таких как больницы, церкви и корабли. Например, она создала знаменитую инсталляцию для 150 церквей, в том числе церкви Экерё, детской больницы Хельсинки, ревматологической клиники Ильматар Ааллотар и ледокола Karhu Finnpartner Finnhansa.
Она сказала: «Лампа - это не настоящая цель, а скорее инструмент. Она должна выполнять свою функцию источника света, но в то же время она должна также удовлетворять эстетическим требованиям. Хороший светильник должен быть простым, и его структура и функции должны быть аккуратными и правильными».
Среди ее наиболее заметных дизайнов - подвесные светильники Lisa (1947), Sipuli (1954) и Laura (1957). Сипули, часто называемые английским переводом Onion, напоминают форму овоща, в честь которого он был назван. Угловой дизайн из опалового стекла был удостоен золотой медали на Триеннале в Милане в 1954 году, что стало лишь одним из нескольких призов, полученных Йоханссон-Пейп за всю ее жизнь. Она также была награждена серебряной медалью на Миланской триеннале 1951 года и премией Pro-Finlandia в 1957 году. В 1950-х годах она заинтересовалась керамикой и стеклом, сотрудничая с историческим финским стекольным заводом Iittala.
Помимо участия в выставках Миланского триеннале, Йоханссон-Пейп представляла Финляндию по всему миру. Она предоставила осветительные приборы для финской экспозиции на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году и для выставки «Дизайн в Скандинавии», которая в середине 1950-х годов побывала во многих музеях США. Она также организовала текстильную выставку Rya, которая дебютировала в Хельсинки в 1956 году, а затем гастролировала по странам Северной Европы и остальной Европе. В 1960 году в Хельсинки открылась ее персональная выставка «Свет — стекло — металл», а в 1966 году — совместная выставка с подругой и художницей по текстилю Дорой Юнг в Стокгольме.
Йоханссон-Пейп была активным участником различных национальных дизайнерских движений, в том числе организации «Друзья финского ремесла», к которой она присоединилась в 1933 году и занимала должность художественного руководителя с 1951 по 1985 год. Ее памятная выставка Доры Юнг объехала многие города после открытия в Хельсинки. в 1983 г. Она читала лекции и много писала на тему дизайна освещения, продвигая принципы скандинавского модернизма; «Хороший светильник должен быть простым, а его структура и функции должны быть аккуратными и правильными», —писала она.
Коллекция «321.5 IN-EI» малых светящихся архитектурных форм - плиссированных «скульптур»» – впечатляющий итог плодотворного сотрудничества с фирмой ARTEMIDE S.p.A
Иссей Мияке - японский модельер и дизайнер, основатель дома высокой моды Issey Miyake. (Студии – в Токио, Париже, Нью-Йорке)
Мияке родился в Хиросиме в 1938 году. В возрасте 7 лет , в 1945 году будущий дизайнер пережил первую в истории ядерную катастрофу, с последствиями которой он боролся всю жизнь. О тяжелом и страшном прошлом модельер практически не вспоминал. Он увлекался идеями светлого будущего. Отсюда в работах японского дизайнера столько отсылок к футуризму, а также увлечение новейшими технологиями
Мияке впервые в истории моды заложил в основу дизайна одежды принцип оригами, который использовал также при создании коллекции декоративных светильников для фирмы Artemide s.p.a. Origami - метод формообразования в декоративно-прикладном искусстве.
Оригами (яп. («сложенная бумага») — вид древнего японского декоративно-прикладного искусства - складывания фигурок из бумаги.
Технология «складывания» оказалась применимой при создании «скульптурных» светильников коллекции IN-EI из пленки волокнистого полиэтилентерефталата (ПЭТФ) – вручную легко осуществляется трансформация плоской формы «2D» в объемную «3D».
В коллекции отражены новаторские креативные идеи Issey Miyake в сочетании с философскими направлениями дизайна фирмы Artemide – “HUMAN LIGHT” и “RESPONSIBLE LIGHT”. (создание светильников и условий освещения, соответствующих потребностям и предпочтениям людей при максимальной энергоэкономичности и ресурсосбережении).
Светильники изготавливаются из единого куска пленки, они легко складываются, если не нужны, и так же легко раскладываются в случае необходимости. Все модели рассчитаны на применение светодиодных ламп.
Конструкционный и светотехнический материал – опаловая волокнистая ткань из ПЭТ- полиэтилентерекфталата (сырье – переработанные бутылки для напитков из ПЭТФ).
Коллекция создана фирмой Artemide и инженерами-технологами её отдела Reality Lab в тесном сотрудничестве со всемирно известным японским модельером и дизайнером Issey Miyake
В коллекции отражены новаторские креативные идеи Issey Miyake в сочетании с философскими направлениями дизайна Artemide – “HUMAN LIGHT” и “RESPONSIBLE LIGHT”. (создание светильников и условий освещения, соответствующих потребностям и предпочтениям людей при максимальной энергоэкономичности и ресурсосбережении).
Дизайнер Эрнесто Гисмонди (Ernestо Gismondi), один из основателей Artemide, не сдерживал своего восхищения при презентации коллекции:
Эрнесто Гисмонди при открытии первой экспозиции светильников Иссея Мийаки в шоуруме Artemide не скрывал эмоций:
«... Когда Вы увидите эти светящиеся шедевры - они Вас взволнуют... Когда Вы их поймёте, - заглянете в будущее, которое мы считали недосягаемым и не могли себе представить таким прекрасным.......Я чрезвычайно горжусь сотрудничеством c Иссея Мийяки... Он постоянно подтверждает свою экстраординарную, артистическую приверженность к постоянному поиску нового... Мы разделяем творческие ценности модельера и дизайнера и его новаторское видение..... Технология «складывания» и «сворачивания» уходит корнями в древние традиции японской культуры ....»
ПЭТФ-пленка, использованная в светильниках, получена регенерацией утилизированной торговой тары из этого полимера (бутыли для безалкогольных напитков и молочных продуктов).
Во всех светильниках применены светодиодные модули последнего поколения.
За счёт необычного 3-мерного облика и «складчатой» поверхности большинство моделей воспринимаются как малые светящиеся архитектурные формы или абстрактные скульптуры. Объемность и пластичность сложным формам дополнительно придает мягкая игра света и теней. Светильники созданы с помощью компьютерного 3D-моделирования.
Специальная обработка лицевой поверхности плёнки и инновационная технология 3D-деформации формы позволяет без повреждения «сжимать» светильники до образования плоского объекта. Это значительно облегчает транспортировку и складирование.
Несмотря на достаточно протяженные и рельефные объемы светильников, они лишены какого-либо внутреннего формообразующего каркаса.
Kоллекция светильников ARTEMIDE s.p.a “IN-EI ISSEY MIYAKE” удостоена почетной премии «COMPASSO D'ORO» – 2014” (“Золотой циркуль“)
Премия “Compasso d´Oro ADI” («Золотой циркуль») присуждается Ассоциацией промышленного дизайна Италии (ADI) и уже более полувека является непререкаемым авторитетом в международных архитектурных и дизайнерских кругах. Приз был учреждён в 1954 году по инициативе итальянского архитектора и дизайнера Gio Ponti, (1891-1979).
Критерии для присуждения этого приза:
Лауреатами «Золотого циркуля» в разные годы были такие дизайнеры как: Eero Aarnio, Ron Arad, Rodolfo Bonetto, Achille Castiglioni, Kaj Franck, Konstantin Grcic, Herzog & de Meuron, Max Huber, Toyo Ito, Michele De Lucchi, Richard Meier, Flavio Poli, Ernesto Nathan Rogers, Richard Sapper, Gino Sarfatti, Philippe Starck. До 2014 года светильники ARTEMIDE удостаивались этого приза трижды: Eclisse (1967), Tolomeo (1989), Pipe (2002).
В 1994 году фирма получила еще один «Золотой циркуль» – за многолетнюю приверженность к инновациям в создании светильников с высокими светотехническими, эстетическими и экологическими показателями, а также за международное признание лейбла “LUCE - Design - Made in Italy”.
11 июня 2014 года в Милане “Compasso d´Oro” был присуждён фирме Artemide s.p.a. за коллекцию интерьерных светильников “IN-EI ISSEY MIYAKE”.
50-летний юбилей (1972-2022) светильника «TIZIO» - иконы итальянского светодизайна ХХ века, созданного Рихардом Саппером в сотрудничестве с фирмой ARTEMIDE S.p.A.
Уроженец Мюнхена Рихард Саппер (Richard Sapper, 1932-2015) увековечил свое имя в истории мирового светодизайна как автор созданного в 1972 году светильника “TIZIO” [tizio (итал.) = дружище]. Саппер практически всю свою карьеру (1959-2013) активно сотрудничал со знаменитой итальянской фирмой ARTEMIDE SpA , основанной в 1959 году дизайнером Эрнесто Джисмонди (1931-2020).
Рихард Саппер (1932–2015) вошёл в мировую плеяду самых талантливых дизайнеров ХХ века (Этторе Соттсасс, Эрнесто Джисмонди, Микеле де Луччи, Акилле и Пьер-Джакомо Кастильони, Вико Магистретти , Гаэ Ауленти, Филипп Старк, Карим Рашид, Инго Маурер, Арик Леви, Росс Лавгроув, Джаспер Моррисон, Вернер Пантон, Рон Арад, Яак Якобсен, Пол Хеннингсен, Маото Фукусава ) .
В конце настоящей статьи приведен выборочный обзор авторских моделей Рихарда Саппера ,показывающий насколько многогранен был талант этого одного из самых плодовитых промышленных дизайнеров ХХ века, подлинного творческого гения, мыслителя-новатора.
К юбилею была выпущена ограниченная партия «красной версии» «TIZIO 2022»