Архитектор Roberto González (бюро addenda architects, Барселона).
Bauhaus - Высшая школа строительства, архитектуры и художественного конструирования, основанная в 1919 году в Веймаре Вальтером Гропиусом – теоретиком архитектуры и конструктором. Школа “Баухаус” просуществовала всего 14 лет - до 1933 года, когда была упразднена режимом третьего рейха.
Вальтер Адольф Георг Гропиус (фото 1928).
Членами Баухаус, руководителями и её активными деятелями были В. Гропиус, Х. Майер, Л. Мисс Ван дер Роэ.
Они утверждали эстетику функционализма, разрабатывали принципы современного формообразования в строительстве зданий и инженерных сооружений, архитектуре и дизайне, в формировании предметной материально-бытовой среды средствами пластического искусства.
Концептуальным постулатом школы «Баухаус» был: «form follow function» – форма определяется функцией).
Историческое здание школы «Баухаус» в Дессау.
Музей «Баухаус» в Тель-Авиве
Людвиг Мис ван дер Роэ. Стул Brno (1929–1930).
Иллюстрирует принцип Баухауса — упрощение объекта до его основных элементов. Идея дизайна: стулу не нужны четыре ножки - для фиксации сиденья достаточно одной простой С-образной детали.
Людвиг Мис ван дер Роэ. Кресло Barcelona (1929).
Разработано для Международной выставки в Барселоне. Две тонкие прямоугольные подушки на стальном каркасе бесшовной конструкции из нержавеющей стали.
Вальтер Гропиус. Дверная ручка.
Была впервые освоена в массовом производстве в 1923 году и, согласно данным компании-производителя (компания Izé), стала самым коммерчески успешным продуктом мастерских Баухауса. Изготовлена из никелированной латуни, состоит из кронштейна квадратного сечения и цилиндрического захвата.
Йозеф Поль. Гардероб на роликах (1929).
Wagenfeld WG24. Одна из версий самого известного настольного светильника стиля Баухаус. Авторы этой культовой модели – Вильгельм Вагенфельд и Карл Якоб Юкер.
Симметричный настольный светильник с рассеивателем из опалового стекла (5/8 сферы) на хромированной (или стеклянной) стойке. Это был первый электрический светильник с лампой накаливания начала ХХ века, создававший мягко рассеянное освещение интерьера и спокойную световую среду. (До этого времени опаловое силикатное стекло использовали только в промышленных светильниках). Патрон закреплен на верхнем конце стойки и снабжен встроенным выключателем со шнуром, который заканчивается внизу никелированным шариком. Питающий кабель - в оболочке из текстильной ткани. Основание в форме диска изготавливалось из металла или из прозрачного зеленоватого тонированного стекла.
Используя имевшиеся тогда в распоряжении материалы и применяя геометрические формы для всех основных элементов светильника, дизайнеры создали высокотехнологичное изделие с необходимым уровнем экономической эффективности изготовления, отвечавшее основному принципу Баухауса «Форма следует за функцией».
Весьма ценное наследие оставлено школой “Баухаус” и в области конструирования осветительных приборов для жилого интерьера и помещений общественных зданий. Целый ряд моделей светильников, созданных конструкторами этой вошедшей в историю техники и архитектуры школы, являются своеобразной светотехнической классикой.
Некоторые из них сохранены в экспозиции музея Lichtmuseum в Арнсберге, а целый ряд европейских фирм в конце ХХ – начале ХХI вв. воспроизвели и предложили на рынке в ограниченных партиях копии ряда классических моделей светильников по форме в стиле «Баухаус», но с современными источниками света.
В 20-е годы ХХ в. (начало эпохи ламп накаливания) некоторые модели светильников “Баухаус” уже как бы обгоняли время, так как тогда еще не было достаточного разнообразия типов ламп, адекватных разработанным конструкциям.
Эксперты характеризуют стиль внешних форм изделий Баухауса как лаконичный, аскетичный или редуцированный дизайн.
Многие идеи конструкторов школы Баухаус стали провозвестниками современных направлений в дизайне светильников, а такие фирмы, как, например, Artemide Spa (Италия), Zumtobel (Австрия) и ряд других активно реализуют эти идеи в своих разработках.
Наиболее известные модели из наследия “Баухаус”, созданные в 20-е годы ХХ в.:
Ниже на фото - поистине культовые модели «Баухаус»:
Marianne Brandt DMB 26
Mart Stam MSW 27
Navega Europa
LUXO L1 Jac Jacobsen Desk Lamp
Vintage L-1 Jacobsen Desk Lamp
Характерные примеры современных осветительных приборов, в дизайне которых явно прослеживаются основные черты конструкторского стиля школы Баухаус:
«TIZIO». Одна из икон итальянского светодизайна.
Разработан Рихардом Заппером - основателем Artemide S.p.A., выпускается в различных модификациях с 1972 года. В первой модели использовалась галогенная лампа накаливания 50 Вт, в последней версии применен светодиодный модуль мощностью 8 Вт. До настоящего времени «TIZIO» пользуется большим коммерческим успехом: за 40 лет (до 2012 г.) во многих странах мира всего продано несколько миллионов экземпляров.
08.09.2019. Официальное открытие музея с участием будесканцлера Ангелы Меркель.
www.bauhaus-dessau.de/de/jubilaeum-2019/eroeffnung-bauhaus-museum-dessau.html
Проект общего освещения залов Lichtvision Design - www.lichtvision.com
Концепция акцентирующео освещения экспонатов: ENVUE HOMBURG LICHT- www.envuehomburg.de
Изготовитель и поставщик светильников: Zumtobel Lighting GmbH- www.zumtobel.de
Применение модульной осветительной системы Zumtobel TECTON LED которая быстро и гибко адаптируется к любой задаче, позволило только с применением её модульных светооптических компонентов реализовать общее, экспозиционное и аварийное освещение.
Для акцентирующего освещения экспонатов, стендов и других элементов выставочной архитектуры применён многократно апробированный в музеях светильник “ARCOS“ , разработанный совместно с британским архитектором Дэвидом Чипперфильдом и удостоенный в 2014 году двух почетных дизайнерских премий – “red dot award winner“, „iF product design award“.
https://www.zumtobel.com/PDB/Ressource/teaser/ru/intl/ARCOS.pdf