В начале XX в. происходил массовый переток живописных полотен «старых мастеров» из частных собраний Европы в США.
В 1920-е гг. крупнейший немецкий промышленник, барон Генрих Тиссен-Борнемиса (1875-1947) , стал выкупать и возвращать в Европу шедевры из американских собраний, чьи владельцы испытывали финансовые затруднения в связи с Великой депрессией. Он предпочитал живопись XIX и XX вв.
Основная часть собрания была размещена вдали от туристических маршрутов, в бывшей вилле принца Фридриха Леопольда на берегу Луганского озера.
В 1986 году барон объявил, что ищет новый дом для своего художественного собрания, которое к тому времени считалось крупнейшей частной коллекцией мира. Оно досталось Испании в упорном состязании с другими странами. Решающим оказалось слово жены барона Тиссена, бывшей «мисс Испания», Кармен Серверы. Картинная галерея приехала в Мадрид и в 1993 году при содействии баронессы Тиссен правительство Испании приобрело коллекцию в собственность за символическую сумму в 44 100 млн. песет (232 млн. фт.ст).
Музей Тиссена-Борнемисы, размещенный во дворце герцогов Вильяэрмоса (Palacio Villahermosa) — до 1993 был крупнейшей в мире частной картинной галереей (наряду с собранием британских монархов).
Ныне Государственный музей «Museo Thyssen-Bornemisza» в Мадридевходит в «Золотой треугольник искусств» столицы Испании вместе с музеем Museo Nacional del Prado и Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía- Национальным музеем - «Центр искусств королевы Софии»
В собрании Тиссена-Борнемисы представлены произведения импрессионистов, экспрессионистов, итальянских примитивистов и живописцев английской, голландской и немецкой школ, а также европейские и американские полотна 2-й половины XX века.
В настоящее время коллекция музея охватывает восемь столетий европейской живописи, не претендуя на полноту её освещения, а скорее очерчивая её основные направления. Одно из центральных мест в собрании занимают ранние европейские мастера: значительная коллекция треченто и кватроченто (XIV и XV вв.), произведения итальянских художников — Дуччо и его современников, работы ранних фламандских, голландских и немецких мастеров, как Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.
В коллекции широко представлены известные художники эпохи ренессанса и барокко, включая Пьеро делла Франческа, Джамбаттиста Питтони, Рафаэля, Тициана, Рубенса.
Значимый раздел экспозиции составляют полотна импрессионистов и постимпрессионистов — Клода Моне, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, а также шедевры живописи XX века — кубистская работа Пикассо и поздняя работа Пита Мондриана. В четырёх залах размещена коллекция североамериканской живописи XIX века, практически неизвестной в Европе.
1. Женщина. Это жена художника - Гала, которую художник считал своей вдохновительницей и вторым «я». Она видит сон, изображенный на картине, и находится на границе двух миров — реального и иллюзорного, одновременно присутствуя в обоих.
2. Полет. Спящая не лежит на скале, а парит над ней, что с точки зрения классического психоанализа говорит о подавленном желании. «Благодаря Фрейду мы знаем об эротическом значении всего, что связано с полетами», — писал Дали.
3.Пчела. Насекомое и плод — часть реального мира; жужжание пчелы — первопричина и сна, и пробуждения.
4. Гранат. В античной и христианской символике этот образ означает возрождение и плодородие. «Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната», — комментировал картину сам художник.
5. Ружье со штыком. Трансформация образа пчелиного жала, а также угрозы пробуждения, разрушения сна. По Фрейду — символ мужских гениталий. «В страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом или огнестрельным оружием», — отмечал создатель психоанализа в своих лекциях.
6. Тигры. Полосатые рычащие хищники — отражение в мире снов жужжания и окраски пчелы. Образ, навеянный Дали цирковой афишей.
7. Рыба. Ее чешуйчатое тело, возможно, отражение в мире сна фасеточных глаз пчелы из реального мира.
8. Слон. «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя. Слона с площади Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Тонкие суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.
9. Обелиск. Камень на спине слона — знак доминирования, ярко выраженный символ мужского начала.
10. Луна. Это символ женского начала, а также атрибут ночи — времени сновидений.
11. Море. В творчестве Дали означает вечность. Фрейд сравнивал психику человека с айсбергом, на девять десятых погруженным в море бессознательного. По мнению историка и искусствоведа Натаниэла Харриса, именно оно изображено на картине.
Художник Сальвадор Дали 1904 — Родился в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса, имя получил в честь умершего до его рождения брата. 1922–1925 — Учился в Королевской академии искусств в Мадриде. 1929 — Примкнул к сюрреалистам. Встретил женщину своей жизни — Галу (Елену Дьяконову). Написал картину «Великий мастурбатор». 1931 — Создал «Постоянство памяти». 1934 — Зарегистрировал отношения с Галой во Франции. 1940–1948 — Жил в США. 1944 — Создал «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». 1947–1949 — Работал над «Атомной Ледой». 1969 — Придумал логотип компании «Чупа-чупс». |
https://www.museothyssen.org/en/collection/masterpieces
Все современные требования к освещению музейных живописных экспонатов светодизайнеры концерна Feilo Sylvania выполнили с применением светильников акцентирующего света серии «Beacon Muse».
Серия «Beacon Muse»выпускается фирмой Concord (Великобритания), которая входит в недавно образованный концерн Feilo Sylvania (в 2016 году произошло приобретение холдинга Havells Sylvania китайской компанией Shaghai Feilo Acoustics Co.Ltd).
В год своего рождения (2011) первая версия светильника BEACON MUSE была удостоена нескольких престижных премий.
В начале 2016 года серия дополнена двумя новыми модификациями - Beacon Muse XL LED и Beacon XXL LED, которые позволяют обеспечить высокое качество акцентирующего освещения в музеях, художественных галереях и в магазинах розничной торговли.
Beacon Muse XL LED 36 W отличается наличием инновационной юстировочной оптики для плавного, бесступенчатого изменения угловых размеров светового пучка от 10° (Spot) до 70° (Flood). При этом отпадает необходимость комплектации светильника набором сменных линз, отражателей, экранов и шторок.
Светильник гарантирует высокое качество цветопередачи: Ra = 97, Ra = 90. Световая головка имеет возможность поворачиваться вокруг оси крепления в угловой зоне 355o. Обеспечена возможность регулировки излучаемого светового потока в пределах от 100% до 5% (on-board или DALI).
В качестве опции предусмотрен вариант дистанционного диммирования со смартфона или с планшетного компьютера (цифровая технология беспроводной связи Casambi-Bluetooth).
Beacon XXL LED 48W, характеризуется высокой световой отдачей (120 лм/Вт) и световым потоком, превышающим 5700 лм.
Общий индекс цветопередачи Ra = 93. Цветовая температура излучения – 3000К или 4000К.
Возможны 3 варианта угла рассеяния светового пучка - 21°, 50° и 67°.
«Beacon XL Muse»