Освещение выставки произведений американского художника Эдварда Хоппера (1882-1967): полупроводниковые источники света XXI века во дворце эпохи ренессанса (Palazzo Fava, Болонья)
Эдвард Хоппер (Edward Hopper, автопортрет,1906)
Эдвард Хоппер (1882-1967) видный представитель американской жанровой живописи, один из крупнейших урбанистов XX века. Его называли «поэтом пустых пространств». Основные направления творчества – «Школа мусорных вёдер», «Современное искусство», «Новый Реализм».
25 марта 2016 года в Болонье, во дворце «Палаццо Джизиларди Фава» («Palazzo Ghisilardi Fava» Bologna) открылась ретроспективная выставка работ художника, на котoрой экспонируются 160 его картин (выставка открыта до 24 июля).
Посетители могут увидеть также и уникальные фрески XVI века кисти живописцев семьи Карраччи (Людовико, Аннибале и Агостино). Они считаются одними из первых барочных шедевров.
Дворец Palazzo Fava построен в стиле ренессанса по проекту архитектора Джилио Монтанари в 1483-1491 гг. для нотариуса и канцлера Бартоломео Джизиларди.
Башня Коншенти («Torre dei Conoscenti»)
Он расположен на улице Via Manzoni в Болонье. Во внутреннем дворике находится средневековая башня «Torre dei Conoscenti» (XIV в.), которая была значительно повреждена во время землетрясения 1505 года. Дворик окружен портиками с лоджиями.
При реставрации в 1915 г. комплексу дворца возвращен оригинальный облик XV века.
С 2015 года во дворце располагается городской Музей Средневековья, залы которого предоставляются для временных выставок, каковой, например, сегодня является ретроспектива произведений американского художника Эдварда Хоппера.
В нескольких залах дворца прекрасно сохранились фрески, сюжеты которых иллюстрируют один из мифов Древней Греции – легенду о Медее и Ясоне.
Медея — в древнегреческой мифологии колхидская царица, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона. Влюбившись в Ясона, она помогла ему завладеть золотым руном и бежала с ним из Колхиды в Грецию.
Фрески написаны в 1594 году Ludovico, Annibale и Agostino Carracci.
Выставка и освещение экспозиции
В залах выставки применены светодиодные светильники ERCO Logotec и ERCO Pollux, которые достаточно интенсивным направленным светом освещают картины Э.Хоппера.
Часть этих светильников используется для менее акцентирующего (как отражённого, так и прямого) освещения фресок в верхней зоне стен.
Применён также необычный приём: «светящиеся плинтусы» отражённого света на стыке стен и пола. Они служат для размещения табличек с информацией о картинах и – одновременно - для ориентации и безопасного перемещения посетителей создают невысокую горизонтальную освещенность пола (в дополнение к отражённому от картин свету).
Произведения Эдварда Хоппера (период 1914-1942)
"Дорога в штате Мэн" (1914)
"Закат на железной дороге" (1929)
"Мансарда" (1923)
"Утреннее солнце" (1930)
"Ночные окна" (1928)
"Китайское рагу" (1929)
"Комната в Нью-Йорке" (1930)
"Автомат" (1927)
Свет, тени…и человеческое одиночество в картине Эдварда Хоппера «Полуночники» (1942, Чикагский институт изобразительного искусства)
С 25 марта до 24 июля 2016 года в Палаццо «Ghisilardi Fava» (Болонья) демонстрируется ретроспективная выставка Эдварда Хоппера (1882-1967) — видного представителя американской жанровой живописи, одного из крупнейших урбанистов XX века. Среди 160 экспонируемых работ большой интерес представляет одна из самых известных картин художника – «Полуночники».
Nighthawks (Ночные совы) – это английское название картины более выразительно, чем традиционные варианты – «Полуночники» или «Ночные гуляки».
Картина является, пожалуй, самым убедительным из созданных Хоппером образов одиночества человека в мегаполисах и одним из наиболее узнаваемых произведений в истории живописи США ХХ века.
После завершения работы в 1942 году художник продал полотно за 3000$ Чикагскому институту искусств, где оно находится до настоящего времени. AIC - Art Institute of Chicago - художественный музей и высшее учебное заведение, шт. Иллинойс.
Биограф Хоппера (Гейл Левин) полагает, что сюжет мог быть вдохновлён коротким рассказом Э. Хэмингуэя «Убийцы». Возможно, что на художника оказало влияние впечатление от акварели Винсента Ван Гога – «Ночное кафе в Арле» («Night Cafe in Arles», 1888), которая выставлялась в Нью-Йоркской галерее искусств в начале 1942 года.
В.Ван Гог "Ночное кафе в Арле" (Night Cafe in Arles, 1888)
Edward Hopper. «Nighthawks» (1942)
Вполне вероятно, что тема картины могла быть навеяна также и ночным видом закусочной в районе Гринвич-Виллидж на Манхэттене, по соседству с домом художника.
А вот, что рассказал сам автор о возникновении замысла: «…Сюжет был подсказан мне видом ресторана на авеню Гринвич, на перекрёстке двух улиц… Я сильно упростил сцену и расширил пространство. Наверное, подсознательным взором я разглядел одиночество людей в крупных городах…»
Изображая ситуацию, взывающую в памяти рассказы Э.Хемингуэя, художник, по-видимому, опирался на экранные образы в освещении и членении пространства…
Однако Хоппер ни о чём не рассказывает. Он просто фиксирует в мгновенном кадре изолированную сцену, отдавая повествовательную интригу на откуп зрительского воображения.
Пара посетителей по ту сторону стойки неизбежно вызывает в памяти персонажей американского кино того времени. Женщина рассматривает свой маникюр. Мужчина, устремив взгляд в пустоту, перебирает пальцами сигарету. Их руки почти соприкасаются, но Хоппер не разъясняет, является ли этот контакт намеренным или случайным.
Бармен – единственный персонаж, лишённый живого начала, но своим привычным «профессиональным», механическим вниманием он усиливат впечатление отсутствия подлинно человеческих отношений.
Показанный со спины загадочный персонаж в надвинутой на лицо шляпе, как - будто в задумчивости вертит стакан в руке – классический тип «чужака» из голливудских фильмов…
По визуальному соотношению яркостей на фигуре это персонажа видно, что свет падает него сверху справа. Резкий перепад яркостей на фигуре придает ей дополнительно оттенок некоторого трагического одиночества.
Интенсивное излучение невидимого (но очевидно, достаточно мощного) светильника как бы оживляет отражающие свойства неодушевлённых элементов картины – двух блестящих металлических резервуаров , тёмно-коричневой полированной стойки, ярко-жёлтой полосы на стене, гладкой кожаной обивки круглых табуреток вдоль стойки бара.
Это малозаметная, но весьма важная сюжетная деталь…. Они замерли в ожидании… других посетителей, других историй, других скрывающихся в ночи тайн….
Можно сказать, что горечь городских стен Хоппера состоит именно в этом – в случайности встреч, их краткости и одиночестве судеб, обрезанных рамкой анонимного, монотонного, бездушного окружения..
Широкий и пустынный тротуар создаёт странный дисбаланс композиции, где все персонажи сгрудились в правой части, найдя себе временный приют в ночном кафе (или дешёвом ресторане).
Обширная зона безлюдной улицы навевает настроение одиночества и неприкаянности…. Тёмные окна в соседнем доме контрастируют с ярким электрическим освещением кафе, нагнетая ощущение некоммуникабельности и отчуждённости.
Между тёмной витриной дома напротив и полосой света, отброшенной безымянным фонарём, едва видимо проступает фигура кассира - бессловесный, но красноречивый образ неизбежной власти денег…
Этот фонарь создаёт свою собственную игру света с тенью…. Художник использует здесь типичные мотивы метафизической живописи.
Метафизическая живопись (итал. Pittura metafisica) — направление в итальянской живописи начала XX века.
Родоначальником этого направления является Джорджо де Кирико (1888-1978), который ещё в Париже в 1913—1914 гг. создавал пустынные городские пейзажи, предвосхищавшие будущую эстетику метафизики. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.
Полотно Nighthawks «Ночные совы» или «Полуночники» стало, вероятно, самым амбициозным произведением Хоппера в изображении ночной среды города в контрасте с искусственным светом.