Musée d'Art Moderne de Paris (MAM)- Музей искусства модерна, основанный в 1937 году, является одним из самых значимых европейских музеев изобразительного искусства ХХ-ХХI вв. Он размещен « Токийском дворце Парижа - Palais de Tokyo» В его собрании около 15 000 экспонатов, в том числе живописные полотна Пикассо, Брака, Делане и Дюфи.
Музей МАМ Musée d'Art Moderne, Париж
Одним из самых знаменитых экспонатов MAM является огромная, общей площадью 600 м2 ,композиция Рауля Дюфи „La Fée Électricité“ - «Фея электричества», созданная художником для Парижской Всемирной выставки «EXPO 1937» . (Фреска размещалась в «Павильоне света и электричества» на Марсовом поле). Высота композиции -10 м, общая длина по горизонтали – 60 м).
Рауль Дюфи (1877— 1953,) — французский художник , представитель фовизма и кубизма в живописи,график, мастер прикладного искусства, декоратор и керамист
Фреска написана на 250 фанерных панелях (размером 2х12 м). которые затем бесшовно были состыкованы на стене зала U-образной формы.
Поразителен тот факт, что на грандиозный труд создания росписи Дюфи затратил всего 10 месяцев.
Композиция отражает 2 основные темы : история электричества и его внедрение в жизнь людей – от первых опытов до самых современных (для 1937 года) его технических применений.
Cначала 1937- 1946 фреска освещалась софитными светильниками с лампами накаливания, затем они были заменены на люминесцентные лампы с удовлетворительной цветопередачей.
На новый современный уровень систему освещения вывела модернизация , предпринятая в ХХI веке германской фирмой ERCO c использованием светодиодных светильников Eclipse LED Spotlight & Eclipse LED Wall Washer. Светильники оснащены модулями tunable white , позволившими подобрать оптимальную цветовую температуру излучения с помощью системы дистанционного регулирования Сasambi Bluetooth.
Несмотря на глянцевую текстуру поверхностного слоя использованных красок, светодизайнерам удалось полностью исключить слепящие блики отражений для всех возможных направлений наблюдения и мест расположения зрителей. Вся широкая хроматическая гамма картины воспроизведена с максимальной достоверностью за счет применения в светильниках светодиодов с высоким качеством цветопередачи. CRI (Ra) =95.
Высокий уровень зрительного комфорта достигнут сочетанием мягко рассеянного отраженного света (светильники скрыто установлены за верхней кромкой фрески . на стыке с потолком) с равномерно «омывающим» прямым излучением («снизу- вверх») «рамповых» светильников, размещенных по периметру зала на полу, за экранирующим барьером, на относительно небольшом удалении от поверхности фрески.
Вдоль нижней половины картины расположены портреты 108 ученых и изобретателей, внесших вклад в развитие электричества. Художнику позировали и профессиональные модели и актёры театра Комёди Франсез в старинных костюмах. Кроме того, для своей работы он использовал портреты и фотографии известных учёных.
В центре фрески - олимпийские боги и огромные генераторы парижской электростанции «Иври-сюр-Сен», соединенные молнией Зевса.
Первозданная природа и архитектура. Люди за повседневной работой и люди, управляющие современными машинами.
Верхняя часть представляет собой меняющийся пейзаж, в котором художник поместил некоторые из своих любимых сюжетов: парусные лодки, стаи птиц, молотилку и бал в честь взятия Бастилии.
Дюфи сочетает мифологию и аллегории с исторической точностью и технологически верным рисунком, создавая контрасты противоположностей.
Слева от центра Ирида, посланница богов и дочь Электры, летит в электрическом свете над играющим оркестром и над столицами мира, рассеивая все цвета радуги.