Архитектурный проект оформления залов , концепция освещения – бюро Guicciardini & Magni Architetti (Флоренция) совместно со студией светодизайна Massimo Jarussi
Архитектурное бюро Guicciardini & Magni Architetti (Флоренция) + Студия светодизайна Studio Massimo Jarussi (Флоренция ) + фирма ERCO (Люденшайд, Германия). + фирма ZUMTOBEL Lighting (Австрия)
Реконструкция набережной — распространенная городская тенденция во всем мире: даже городу Осло удалось с отличными результатами превратить порт и оживленный район на берегу фьорда в очень привлекательный культурный район. Скромное и неподвластное времени здание Норвежского национального музея искусства, архитектуры и дизайна теперь пристроено к тому месту, где раньше стоял Западный вокзал, а теперь в нем находится оперный театр, открытый в 2008 году, и музей Мунка. Корпус здания, характеризующийся минималистским объемом, не отрицает внушительных размеров и своей L-образной формой обрамляет старое здание вокзала, где сегодня находится Нобелевский центр мира. Гранитный фасад выражает стойкость, а «Световой зал» на крыше создает сияющий акцент на горизонте города в любое время дня и ночи благодаря полупрозрачному многослойному стеклу с эффектом мрамора.
Эта необычная обстановка для временных выставок, ключевой элемент дизайна архитектора Клауса Шуверка из студии Kleihues + Schuwerk, четко передает роль света в этом проекте.
«Прежде всего была концепция выставки: с архитекторами мы задались вопросом, как воплотить идею в пространственную и конструктивную концепцию, и я должен признать, что нам это очень хорошо удалось. Решающее значение имеет музейный опыт, и, конечно, свет также делает фундаментальный вклад», — прокомментировал директор проекта Джон Гейр Плахт.
Музей представляет собой точку кристаллизации культурной самобытности богатой Норвегии. Качество имело наивысший приоритет, поэтому дизайнеры и кураторы отказались от каких-либо компромиссов даже в освещении выставочных площадей, расположенных в более чем 90 залах. Национальный музей объединяет под своей крышей четыре ранее обособленных учреждения: Норвежскую национальную галерею, Музей современного искусства, Музей декоративного искусства и дизайна и Музей архитектуры, который продолжает экспонироваться и на прежнем месте.
Оформление и освещение выставки было поручено итальянцам: архитекторы Гвиччардини и Магни из Флоренции тесно сотрудничали с Массимо Ярусси, опытным художником по свету. Помимо Уффици в его портфолио выделяются многие другие музейные проекты и инсталляции высочайшего уровня. Ему удалось создать концепцию освещения, которая достигает этого сложного баланса: с одной стороны, она учитывает очень широкий спектр различных тем, выставок и мультимедийной поддержки, создавая и поддерживая повествовательную дугу с контрастной атмосферой; с другой стороны, он позволяет рационально устанавливать и управлять осветительными приборами с помощью гибких и модульных технологий. «Свет сливается с выставкой и ведет посетителей по музею. Мы хотели создать приятную и расслабляющую атмосферу, несмотря на большой размер и количество произведений искусства», — пояснил Ярусси.
«Вариация формирует концепцию выставки и освещения: каждая среда отличается от других произведениями искусства, материалами, а также освещением».
Общая нить представляет собой каркас из электрифицированных дорожек, закрепленных на потолке. Также благодаря квадратным светящимся потолочным модулям другого производителя воссоздается впечатление классической комнаты с мансардным окном. В зависимости от желаемой атмосферы в помещении точечные светильники и настенные светильники могут подсвечивать отдельные работы и почти незаметно выделять их из доминирующей общей яркости, или выделять их контуры из темноты сильными акцентами, богатыми контрастами.
«Свет — это метафора путешествия во времени. Дизайн выставочных пространств создает хронологию, символически подчеркнутую освещением», — сказал Ярусси. «В комнатах, посвященных античному искусству, мы работали с сильными контрастами: свет очень сфокусирован на произведениях искусства, чтобы придать им большую полноту и присутствие. По мере продвижения к современным произведениям освещение становится все более и более «демократичным». : менее концентрированный, более распространенный. Ведь именно с эпохи модерна искусство было для всех и доступно всему населению. Рассеянный свет символизирует свободный доступ к искусству».
Около 5700 прожекторов и прожекторов семейства ERCO Parscan выполняют эту задачу в Национальном музее. Это семейство светильников оптимально подходит для универсальных и динамичных приложений, требующих максимальной гибкости. На самом деле, благодаря технологии линз Spherolit и светодиодам с индексом цветопередачи > 97, техническая платформа Parscan предлагает не только превосходную эффективность и качество света, но и очень широкий диапазон каскадов мощности и распределения света.
Общая экспозиционная площадь залов – 54 000 м2. Фонд музея располагает около 400 000 ед. экспонатов
Всего в музее на шинопроводах установлено 5700 шт. светильников серии ERCO «PARSCAN» c различным светораспределением, которые позволили гибко адаптировать условия освещения применительно к специфике того или иного экспоната.
В светильниках установлены светодиодные модули с экстремально высоким качеством цветопередачи (Ra = 97, R9 = 95)
Недавно открывшийся Национальный музей в Осло знакомит с историей Норвегии на крупнейшей в стране художественной выставке. Хеннинг Ларсен и Массимо Ярусси разработали архитектурное и выставочное освещение для демонстрации этой великолепной коллекции.
• Национальный музей Осло, открывшийся в июне этого года, демонстрирует широту и историю Норвегии с крупнейшей и наиболее ценной коллекцией произведений искусства страны.
• Новый музей, в котором собраны обширные коллекции классического, современного и современного норвежского искусства, архитектуры и дизайна, мгновенно стал символом Осло и расположен в живописной гавани скандинавского города.
• Спроектированный архитектором Клаусом Шуверком из Kleihues + Schuwerk, музей был заказан Statsbygg, Норвежским управлением общественных работ и собственности, и объединяет четыре существующих музея – Архитектурный музей, Музей современного искусства и Музей декоративного искусства и Дизайн и Национальная галерея Норвегии.
• Новый Национальный музей занимает площадь 54 600 м² с выставочной площадью 10 000 м². Такие материалы, как сланец, известняк, стекло, мрамор, бронза и латунь, а также светлый и темный дуб, вносят свой вклад в привлекательность помещения, которое сочетает в себе естественный и искусственный свет, создавая яркую, привлекательную ауру.
• Сочетание классической и современной архитектуры, одной из определяющих черт экстерьера является огромный «световой зал», возвышающийся над зданием. Световой зал, состоящий из слоев стекла и мрамора с подсветкой, является крупнейшим фасадом с подсветкой в ??Норвегии. Это сразу помогает выделить новый ориентир музея.
• Учитывая размер и размах музея, проект освещения был разделен на две отдельные команды: Хеннинг Ларсен (ранее Rambøll) занимался архитектурным освещением экстерьера и открытых пространств, а также общим освещением общественных мест, офисов и кафетерия; тем временем итальянский дизайнер Массимо Ярусси разработал освещение для 86 галерей и выставочных площадей.
• Катрин Хьелмесет, старший дизайнер по свету в Henning Larsen, объяснила концепцию дизайна: «Музей был спроектирован с учетом перспективы размещения произведений искусства на протяжении веков и был построен из чистых и прочных материалов, таких как дуб, бронза и мрамор, которые будут изящно стареть. . Те же намерения были заложены в дизайне освещения – вневременном и актуальном спустя много лет после открытия.
• «Концепция освещения представляла собой сбалансированный дизайн с упором на качество света и удобство, с иерархией яркости. Таким образом, уровень освещения в зоне перед выставками снижается в соответствии с этой иерархией. Мы хотели, чтобы освещение подчеркивало архитектуру и было естественной частью окружающей среды. Визуальный комфорт, разборчивость и яркость являются основными элементами; Особое внимание уделяется как техническим, так и эстетическим решениям».
• При этом Хеннинг Ларсен рассмотрел варианты размещения и типы светильников, которые обеспечат сбалансированное, однородное освещение. «Свет был размещен там, где это было необходимо, и с необходимым экранированием, чтобы обеспечить желаемый опыт и необходимый уровень света для выполнения задачи в заданном пространстве», — пояснил Хьелмесет.
• «Для проекта были выбраны три типа потолков: металлические, текстильные и несъемные; Эти концепции освещения используются во всем музее. Что касается открытых площадок, концепция заключалась в том, чтобы сделать этот музей интегрированной и естественной частью города, выбрав решения, используемые в прилегающих районах. Исторические здания перед музеем получили освещение, отражающее оригинальную обстановку и локации, воспроизведенные со старых изображений».
• Исторические здания резко контрастируют с освещенным светом залом за ними. Освещение для этой функции было разработано в тесном сотрудничестве с архитекторами. Хьелмесет продолжает: «Цель дизайна состояла в том, чтобы создать спокойный и монументальный фасад с дизайном освещения, подчеркивающим материальность, с возможностью незначительного изменения внешнего вида.
• «Концепция освещения должна создавать ощущение льда, намекая на слои ледяных хлопьев на фасаде. Первоначальным материалом был алебастр, но на этапе детализации его заменили на переработанное стекло. К сожалению, с температурными перепадами фасадных поверхностей это не справилось и пришлось менять материал. Многие новые материалы были испытаны на месте, и окончательное решение заключалось в использовании 4-миллиметрового слоя мраморного камня.
• «Освещение было спроектировано и запрограммировано по 10 сценариям, которые были разработаны в сотрудничестве с архитектором музея и командой по освещению.