Авторы концепции освещения и проекта : лондонские студии светодизайна Speirs & Major и ZNA Studio
Проект реставрации зала №29 – архитекторы бюро Avanti Architects + Feilden & Mawson Architects
Так выглядел зал 29 в 2010 году, до реконструкции
Zerlina Hugens (ZNA Studio) Церлина Хугенс училась в Голдсмитс-колледже и Школе архитектуры Бартлетта и имеет более чем 25-летний опыт работы дизайнером по освещению в архитектуре, театре, опере и кино. В начале своей карьеры она работала ассистентом режиссера Майка Ли на съемках фильмов «Обнаженные», «Карьеристки» и «Секреты и ложь». Она была консультантом по свету в фильме «Бэтмен: Начало» студии Warner Brothers.. Ее театральные проекты включают спектакли в Национальном театре Шотландии , Лондонском Вест-Энде, Нью-Йоркском Бродвее и Сиднейском оперном театре. Над световой сценографией оперных спектаклей она много работала в Европе, особенно во Франции, Италии, Дании и Швеции, где в 2003 году получила награду за лучший сценический световой дизайн. Одним из её значимых музейных проектов в Великобритании (2001-2023) является реновация освещения зала №29 Лондонской национальной галереи, в котором находятся картины великих мастеров Венецианской школы живописи эпохи Раннего Возрождения (XVI век)
Mark Major Speirs & Major
Марк Мэйджор - британский светодизайнер, соучредитель студии светодизайна Speirs Major.
Дипломированный архитектор. После работы с дизайнером Джонатаном Спирсом ( Jonathan Speirs ) в Lighting Design Partnership в Эдинбурге, в 1993 году этот дуэт основал собственную студию Speirs and Major Associates. В 2010 году студия была переименована в Speirs + Major, а в 2020 году — в Speirs Major.
Мейджор был консультантом по освещению в управления обслуживания участников Олимпийских и Паралимпийских играх 2012 года в Лондоне. В ноябре 2019 года он стал магистром факультета Королевских промышленных дизайнеров. Среди известных проектов освещения: «Millennium Dome», ( London, 1999), «Terminal 5» (Heathrow , London) (2008), «Capital International Airport» , Peking, (2008), «St. Paul's Cathedral» , London (2006). Мастер-план и концепция развития освещения лондонского сити.
В 2012 году Мейджор был назначен Королевским промышленным дизайнером за «инновационное использование света при создания общественных пространств Большого Лондона». На церемонии вручения наград FX Awards 2015 он получил приз за «Выдающийся вклад в светодизайн».
В 2021-2023 гг проведена реставрация зала №29 Национальной галереи Великобритании, приуроченная к 200-летию её основания (1824 г)
В рамках программы реставрации была кардинально модернизирована система освещения с применением современных регулируемых средств освещения на базе светодиодных технологий.
Шедевры мастеров Венецианской школы живописи эпохи раннего Возрождения (XV—XVI вв.): Беллини, Джорджони, Тициан, Пальма, Тьеполо,
Компания Avanti Architects была назначена Национальной галереей частью более крупной команды для поддержки стратегического плана развития, который устанавливает последовательный и последовательный подход к проектированию для всех выставочных галерей до 200-летнего юбилея в 2024 году.
Реконструкция Зала 29 послужила пилотом для развития этого направления дизайна, которое составляет основу повторной выставки коллекции Национальной галереи, приуроченной к ее 200-летнему юбилею.
Оборудование Зала 29 была первоначально завершено в 1930 году.. Двумя определяющими особенностями галереи являются потолочный цилиндрический свод, проходящий по всей ее длине, и трапециевидные выступы стен, делящие пространство на три симметричных отсека. Потолок с цилиндрическим сводом отражает личный вкус владельца Дювина к архитектуре классического Рима. Форма выступов стен позволяет разместить историческую систему вентиляции и максимально увеличить пространство для подвешивания картин. Обе особенности существенно отличаются от всех других архитектурных проектов Национальной галереи.
Чтобы создать оптимальные условия для осмотра выставки коллекции произведений искусства венецианского Возрождения,
была оборудована новая система освещения, а также полностью обновлены потолочное остекление и солнцезащитные системы.
Обширная реконструкция этого зала стала возможной благодаря спонсорской поддержке Фонда Вольфсона. Зал поэтому носит название Wolfson Gallery. Фонд Вольфсона был основан в 1955 году. Сэр Исаак Вольфсон, его жена Эдит и их сын Леонард были попечителями-основателями этой благотворительной организации. Лорд Леонард стал председателем фонда в 1972 году и занимал этот пост до своей смерти в 2010 году.
В 2021 году студиям Speirs & Major и ZNA Studio предоставили возможность разработать новую стратегию освещения для главных галерей, вестибюлей и общественных помещений Национальной галереи в рамках комплексного анализа, проведенного Feilden + Mawson Architects. В то же время студиям было поручено совместно работать с Avanti Architects над реконструкцией зала 29.
В задание входило проектирование архитектурного освещения и улучшение его гибкой инфраструктуры для демонстрации коллекции.
Хотя естественный свет через верхние светопроемы вносит важный вклад в атмосферу помещения, но он подвержен большим временным суточным и сезонным колебаниям.
Для поддержания идеальных условий освещения в помещении независимо от времени суток и погодных в потолочных конструкциях были установлены регулируемые светодиодные светильники. Это позволило регулировать как цветовую температуру излучения , так и интенсивность света, обеспечивая оптимальное восприятие архитектуры и экспонатов независимо от времени суток, сезона или погоды.
Светильники установлены как за остекленными панелями, так и на встроенных узкопрофильных шинопроводах по обеим сторонам центрального вогнутого свода. Выбранное светораспределение светильников ,их оптимизированное размещение и ориентация световых пучков позволили достигнуть высокой равномерности вертикальной освещенности на стенах с картинами, Созданы абсолютно комфортные условия восприятия экспонатов с достаточными (и безопасными) уровнями освещенности без помех слепящего действия .
Важным эстетическим фактором оформления зала стал также выбор оптимальной цветовой отделки экспозиционных поверхностей стен – приглушенный зеленоватый оттенок был принят после консультаций со специалистами в области зрительного восприятия цветов