16.10.20
Старая Пинакотека в 1900 году
Автор проекта реконструкции интерьера - архитектор Gregor Sunder-Plassmann
Концепция и проект освещения - Peter Andres Unabhängige Lichtplanung und -beratung GbR, Hamburg.
Изготовители и поставщики осветительных приборов:
- Hoffmeister GmbH
- EMS GmbH
- Interferenz Lichtsysteme GmbH
- Tobias Grau GmbH
- Система автоматизированного управления освещением - Seebacher GmbH.
Cтарая пинакотека» (Alte Pinakothek) расположена в музейном квартале «Kunstareal» («Ареал искусств») в районе Мюнхена Максфорштадт. Здание в классическом стиле построено в 1836 году по проекту архитектора Лео фон Кленце.
Собрание галереи знакомит с основными вехами европейской живописи - от Средневековья и эпохи Возрождения до барокко и конца периода рококо. Постоянная экспозиция, размещенная в 19 залах и 49 кабинетах, включает более 700 полотен
Это настоящая сокровищница немецкой, фламандской, голландской, французской, итальянской и испанской живописи, составляющих золотой фонд западного искусства.
Отличительная особенность галереи: в ней строго выдерживается основной принцип коллекционирования: на стенах и стендах находятся только картины. (Произведения скульптуры, графики, предметы прикладного искусства и старинной мебели отсутствуют).
Залы «Старой пинакотеки» поражают своим своеобразным аскетизмом, скупостью убранства... Однако вскоре посетитель осознаёт разумность подобного решения в оформлении музейного интерьера: ничто не рассеивает внимания и не отвлекает от экспонатов, исключено напряжение при переключении восприятия с одного вида искусства на другой.
Немецкая живопись XIV—XVII вв.
Коллекция немецкого искусства является наиболее многочисленной по своему объёму. Картины для собрания немецкой живописи с особой заботой подбирались в XIX—XX вв. Оно стало настоящей гордостью пинакотеки. В коллекции национальной живописи лучше всего представлены живописцы XV и XVI вв. — эпохи высочайшего расцвета немецкого искусства.
Старая пинакотека обладает большим собранием живописи старых немецких мастеров, среди них:
- Стефан Лохнер («Поклонение Младенцу Христу» / нем. Anbetung des Kindes);
- Альбрехт Дюрер («Четыре апостола», «Алтарь Паумгартнеров» / нем. Paumgartner Altar, «Автопортрет» / нем. Selbstbildnis im Pelzrock);
- Альбрехт Альтдорфер («Битва Александра» / нем. Alexanderschlacht, «Сусанна в купальне» / нем. Susanna im Bade);
- Лукас Кранах Старший («Распятие» / нем. Kreuzigung Christi);
- Ганс Гольбейн Старший («Алтарь св. Себастьяна» / нем. Sebastiansaltar, Martyrium des hl Sebastian);
- Маттиас Грюневальд («Встреча св. Эразма и св. Маврикия» / нем. Die hl. Erasmus und Mauritius);
- Михаэль Пахер («Алтарь отцов церкви» / нем. Kirchenväteraltar);
- Ганс фон Аахен («Победа правды» / нем. Sieg der Wahrheit);
- Адам Эльсхаймер («Бегство в Египет»);
- Иоганн Лисс («Смерть Клеопатры»).
- Питер Пауль Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант»
Голландская живопись XIV—XVII вв.
Собрание живописи голландских мастеров является одним из самых больших и значительных в мире и известно шедеврами; в числе художников:
Фламандская живопись XIV—XVII вв.
Собрание фламандской живописи охватывает среди прочих работы таких мастеров, как:
- Питер Брейгель Старший («Страна лентяев»);
- Ян Брейгель Старший;
- Ганс Мемлинг («Семь радостей девы Марии»);
- Питер Пауль Рубенс («Страшный суд», «Охота на львов», «Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа» и др.; собрание Рубенса в Старой пинакотеке — крупнейшее в мире);
- Антонис Ван Дейк («Отдых на пути в Египет», портрет живописца Ф. Снейдерса);
- Якоб Йорданс («Сатир в гостях у крестьянина»)
Итальянская живопись XIII—XVII вв
Все школы живописи итальянского Возрождения и барокко представлены работами:
- Джотто ди Бондоне;
- Фра Анжелико;
- Фра Филиппо Липпи;
- Сандро Боттичелли;
- Тициана;
- Якопо Тинторетто;
- Рафаэля;
- Леонардо да Винчи;
- Тьеполо;
- Франческо Гварди;
- Каналетто.
Французская живопись XVII—XVIII вв.
Несмотря на тесную связь Виттельсбахов с Францией, собрание французской живописи скромное по размерам. Среди известных художников во французской коллекции:
- Клод Лоррен («Гавань при восходе солнца»);
- Никола Пуссен («Мидас и Бахус»);
- Жан Онор Фрагонар («Девочка с собакой»);
- Франсуа Буше («Портрет мадам Помпадур»);
- Жан-Батист Симеон Шарден («Девушка, чистящая овощи», др. название — «Девушка за приготовлением пищи» / фр. La Fille de Cuisine, ок. 1748);
- Морис Кантен де Латур;
- Клод Жозеф Верн.
Испанская живопись XVII—XVIII веков
Небольшая по объёму, испанская коллекция включает работы таких признанных мастеров как:
- Эстебан Мурильо («Мальчики, играющие в кости», «Св. Фома из Вильянуэвы излечивает хромого» и др.);
- Диего Веласкес («Портрет молодого дворянина», др. название — «Молодой испанец в черном»);
- Эль Греко («Снятие одежд с Христа»);
- Пантоха де ла Крус («Испанская инфанта»);
- Хосе де Рибера («Снятие с Креста»);
- Франсиско Сурбаран («Погребение св. Екатерины Александрийской на горе Синай», «Экстаз Св. Франциска»).
Работы Франсиско Гойя выставлены в Новой пинакотеке.
Немецкая живопись XIV—XVII вв.
Коллекция немецкого искусства является наиболее многочисленной по своему объёму. Картины для собрания немецкой живописи с особой заботой подбирались в XIX—XX вв. Оно стало настоящей гордостью пинакотеки. В коллекции национальной живописи лучше всего представлены живописцы XV и XVI вв. — эпохи высочайшего расцвета немецкого искусства.
Старая пинакотека обладает большим собранием живописи старых немецких мастеров, среди них:
- Стефан Лохнер («Поклонение Младенцу Христу» / нем. Anbetung des Kindes);
- Альбрехт Дюрер («Четыре апостола», «Алтарь Паумгартнеров» / нем. Paumgartner Altar, «Автопортрет» / нем. Selbstbildnis im Pelzrock);
- Альбрехт Альтдорфер («Битва Александра» / нем. Alexanderschlacht, «Сусанна в купальне» / нем. Susanna im Bade);
- Лукас Кранах Старший («Распятие» / нем. Kreuzigung Christi);
- Ганс Гольбейн Старший («Алтарь св. Себастьяна» / нем. Sebastiansaltar, Martyrium des hl Sebastian);
- Маттиас Грюневальд («Встреча св. Эразма и св. Маврикия» / нем. Die hl. Erasmus und Mauritius);
- Михаэль Пахер («Алтарь отцов церкви» / нем. Kirchenväteraltar);
- Ганс фон Аахен («Победа правды» / нем. Sieg der Wahrheit);
- Адам Эльсхаймер («Бегство в Египет»);
- Иоганн Лисс («Смерть Клеопатры»).
- Питер Пауль Рубенс «Автопортрет с Изабеллой Брант».
Голландская живопись XIV—XVII вв.
Собрание живописи голландских мастеров является одним из самых больших и значительных в мире и известно шедеврами, в числе художников:
- Дирк Боутс;
- Рогир ван дер Вейден («Алтарь Колумба» / нем. Columba-Altar);
- Ян ван Кессель Старший;
- Питер Ластмана;
- Лукас ван Лейден;
- Рембрандт ван Рейн («Святое семейство», «Автопортрет» 1629, «Снятие с Креста»);
- Франс Хальс («Портрет мужчины», «Виллем ван Хейтхейсен»);
- Герард Терборх.
Фламандская живопись XIV—XVII вв.
Собрание фламандской живописи охватывает среди прочих работы таких мастеров, как:
- Питер Брейгель Старший («Страна лентяев»);
- Ян Брейгель Старший;
- Ганс Мемлинг («Семь радостей девы Марии»);
- Питер Пауль Рубенс («Страшный суд», «Охота на львов», «Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа» и др.; собрание Рубенса в Старой пинакотеке — крупнейшее в мире);
- Антонис Ван Дейк («Отдых на пути в Египет», портрет живописца Ф. Снейдерса);
- Якоб Йорданс («Сатир в гостях у крестьянина»).