Милан. Доминиканский монастырь «Санта Мария делле Грацие» («Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie»), построен в 1463 году, в 1980 году включён ЮНЕСКО в перечень сокровищ мировой культуры.
Leonardo da Vinci (1452-1519).
Одно из самых знаменитых произведений фресковой живописи эпохи Возрождения (конец XVв.) - «Тайная вечеря» - «Последнее причастие» («Il Cenacolo, L’Ultima Cena» - итал.; «The Last Supper» - англ.; «Das Letzte Abendmahl – нем.». Размер фрески 8,8 х 4,6 м.
Ludovico Maria Sforza, герцог Миланский (1452-1508) - меценат Леонардо да Винчи.
Фреска написана великим мастером эпохи Возрождения в Милане - на стене трапезной (рефректориума) доминиканского монастыря Santa Maria delle Grazie для своего покровителя – герцога Миланского Людовико Мария Сфорца, при дворе у которого Леонардо да Винчи завоевал славу умелого живописца.
Ученые-искусствоведы причисляют «Тайную вечерю» к величайшим произведениям мирового искусства. Даже в эпоху Леонардо фреска считалась его лучшей работой.
По евангелие от апостола Иоанна (четвертой книги Нового Завета) Иисус предсказывает предательство одного из его апостолов.
Монументальная роспись изображает сцену последней трапезы Христа со своими учениками в момент произнесения слов Спасителя: «..Один из вас – предаст меня.. ». Иисус Христос сообщает своим ученикам, что апостол Иуда, сидящий от него вторым по правую руку, предаст его.
Иуда левой рукой тянется к тому же блюду, что и Иисус, а в правой - сжимает мешочек с серебром. Реакция 12 апостолов поражает своей достоверностью, разнообразием и эмоциональностью. Для получения жизнеподобия мастер долгое время наблюдал за позами и выражениями лиц своих современников в различных ситуациях. Множество деталей фрески наполнены символическим смыслом.
Особый колорит и свет, который волшебным образом выделяет в полотне главное и затеняет то, что относится ко второму и третьему плану – все это явилось «новым словом» в живописи того времени. Но самое главное – это точная и глубокая перспектива, оптически раздвигающая стены трапезной и как бы продолжающая её объем. Фреска стала первой работой в истории мировой живописи, где перспектива была бы столь четко выражена и органично вписывалась в пространство.
Почти 4 года (1494 -1497) Леонардо да Винчи работал в трапезной монастыря. Он использовал яичную темперу, которую наносил на сухую оштукатуренную поверхность стены (технология Secco). Однако, это отступление от традиционного метода фресковой живописи (нанесение красок на влажную штукатурку) привело к тому, что роспись относительно быстро стала «портиться».
За время своего более чем 5-векового существования фреска была неоднократно повреждена самими доминиканскими монахами (которые отрезали нижнюю часть изображения вместе с ногами Иисуса и ближайших апостолов), войсками Наполеона (они превратили монастырь в конюшню и бросали камни в головы апостолов), бомбами, взорвавшимися на крыше монастыря во время Второй Мировой войны. При многократных реставрациях фрески в последующие столетия были предприняты попытки исправить следы старения и нанесенные повреждения, но желаемый результат достигнут не был.
Чтобы ревитализировать величайший шедевр в ХХ веке реставраторам потребовалось более 20 лет (1978-1999 гг.).
Этот, без преувеличения, творческий подвиг совершила группа реставраторов под руководством синьоры Pinin Brambilla Barcilon (Пинин Брамбилла Барчилон).
Работа, без сомнения, была самой кропотливой и сложной в истории реставраций произведений изобразительного искусства.
Pinin Brambilla Barcilon (1925 г. рожд.) – руководитель группы реставраторов.
Богатство цветовой гаммы фрески удалось восстановить только после удаления многочисленных красочных наслоений предыдущих реставраций, что позволило выявить как можно больше красок Леонардо.(Однако некоторые исследователи творчества Леонардо да Винчи, тем не менее, придерживаются того мнения, что сегодняшняя «Тайная вечеря» — этолишь «тень» шедевра великого живописца).
Интереснейшие подробности реставрации фрески здесь.
Пинин Брамбилла Барчилон стала автором книги Leonardo. The Last Supper.
28 мая 1999 года роспись была открыта для свободного просмотра, но время нахождения посетителей в трапезной (длительность «сеанса») ограничена 15 минутами.