В сентябре 2021 года в залах салона Saloni Selva-Lazzari на нижнем этаже музея «Museo delle Gallerie dell'Accademia Gallerie » открылась уникальная выставка, в экспозиции которой демонстрируются 63 картины , созданные венецианскими живописцами в XII-XIII веках: Джованни и Джентиле Беллини, Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Джованни Баттиста Тьеполо, Паоло и Лоренцо Венециано , Витторе Карпаччо, Чима да Конельяно, Паоло Веронезе, Франческо Гварди, Пьетро Лонги и др.
Некоторые из представленных произведений до настоящего времени никогда не были доступны для осмотра широкой публикой.
Это относится, прежде всего, к гигантскому полотну «Наказание змеями» («Castigo dei serpenti») , написанному Джованни Тьеполо в 1732-1734 гг., для хоров церкви Santi Cosma e Damiano на острове Giudecca, что и обусловило размер картины -1,67 x 13,55 м.
Для транспортировки из церкви полотно намотали на деревянный вал, по лестнице с хоров несли на руках, а затем на катере переправили с одного из самых крупных островов венецианской лагуны – Джудекка, к месту расположения Museo delle Gallerie dell'Accademia.
До начала XXI века, картина в свернутом состоянии хранилось в подвале музея „Akademia di Bella Arti“. В процессе длительной реставрации, законченной в начале 2021 года, был укреплен живописный слой (масляные краски на холсте) и затонированы утраченные участки, устранены зазоры, царапины, потертости.
В основу сюжета положена библейская история. Много лет народ иудейский странствовал по пустынным землям Синайского полуострова под предводительством Моисея. Тяжести перехода и недостаток веры рождали в среде народа недовольство и ропот. Когда они были в земле Едома и сыны израилевы вновь стали роптать на Господа, то в наказание им были посланы змеи, которые жалили народ, отчего многие умирали. Осознав грех и раскаиваясь, израильтяне попросили Моисея помолиться за них.
На картине изображена драматическая сцена: во время долгого марша евреев по пустыне некоторые из них восстали против Моисея. Бог наказал мятежников, посыпав на них змей, как отравленные стрелы. Чтобы остановить резню, Моисей молился Богу, который велел ему построить бронзового змея, прообраз распятия. Любой, кого ударила змея и посмотрел на бронзовую змею, сохранил бы свою жизнь.
На полотне представлены три эпизода, каждый из которых обрамлен орнаментальными мотивами, имитирующими разные материалы: позолоченное или лакированное дерево и лепнину с великолепными узорами XVIII века.
Полностью обновленная светодиодная система освещения, разработана членом AILD - Ассоциации итальянских светодизайнеров - Карло Палльери (Carlo Pallieri) при активном сотрудничестве и при техничеcкой поддержке фирмы iGUZZINI со штаб-квартирой в Реканати.
Для освещения картин применены светильники фирмы iGUZZINI IlluminazioneS.p.A., установленные на потолочных узкопрофильных шинопроводах:
View Opti Beam Lens Wall Washer (Ø 126 мм, 21,3 Вт, 1656 лм)
Palco Low Voltage (Ø 51 мм, 13,9 Вт, 810 лм)
Во всех светильниках применены светодиодные модули с цветовой температурой излучения 3000 К и высоким качеством цветопередачи (Ra>90).
Впервые после специальной реставрации показана картина Лука Джордано «Снятие Христа с креста» (1532-1535)
Также впервые экспонируется картина Джованни Гварди (1699-1760) «Эрминия и Вафрино находят раненого Танкреди» (1750-1755)
Отреставрирована и впервые предстала в первоначальном виде как потолочная роспись: Алессандро Варотари (Падованино) (Alessandro LeoneVarotari ,1588 –1649), «Притча о мудрых и неразумных девицах» (Paraboladelle Vergini sagge e delle Vergini stolte, 1636-1637).
Картина написана по мотивам «Притчи о десяти девах» / Евангелие от Матфея, гл/ 25/... Пять мудрых дев взяли с собой светильники и масло для них, а пять неразумных взяли с собой только светильники на встречу с Господом. У неразумных светильники погасли, и они пошли за маслом и в это время пропустили встречу с Иисусом Христом. В XVII веке был такой обычай, как бы смотрины. Девушек приглашали к жениху. ... А на стене тоже висит небольшая экспозиция, где изображены голые девицы. Эти картины несут в себе негатив и поэтому выполнены в сером цвете. Неразумные девушки живут одним днём, не заботясь о духовности своей жизни, не готовя себя к встрече с Господом.
Для посетителей выставки, знатоков и ценителей итальянской средневековой живописи будет настоящим открытием картина Джулии Лама «Юдифь и Олоферн» (1730).
Джулия Лама (1681–1747) – непрофессиональная художница, которая была вышивальщицей. Её творчество стало известным только через 200 лет после смерти.
Согласно библейской легенде в Иудею вторглась огромная армия ассирийского царя Навуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили город Ветилуя, в котором жила молодая вдова Юдифь. Когда началась осада, надежды для горожан на спасение не было никакой.
Юдифь решила спасти родной город. Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и соблазнила Олоферна. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.
Ветхозаветное предание о Юдифи и Олоферне породило огромное количество художественных воплощений (картины, гравюры, скульптуры, фрески и т.д.) в эпоху Средневековья и Ренессанса.
Некоторые исследователи считают, что предание о Юдифи и Олоферне имело вполне реальный исторический прототип и даже указывают на дату этого события - около 589 года до н. э.
Известный итальянский светодизайнер Карло Пальери – автор проекта нового освещения залов Museo delle Gallerie dell'Accademia Gallerie в Венеции.