Архитектор – Дэвид Алан Чипперфильд.
Светодизайн - concept licht GmbH
Осветительные приборы – Zumtobel Lighting GmbH
Берлинский «Музейный остров» (Museumsinsel) – это комплекс, не имеющий себе равных ни в одном городе мира.
Он включает в себя 5 знаменитых музеев, входящих во Всемирное наследие культуры ЮНЕСКО (в скобках – год постройки):
На первом этаже южного крыла находится Музей Передней Азии - Vorderasiatisches Museum, в экспозиции представлен знаменитый раритет – Восьмые ворота стен Вавилона, посвящённые богине Иштар, 575 г. до н.э.
12 июля 2019 года в Берлине на «Музейном острове» состоялось значительное событие, давно ожидавшееся в бурной культурной жизни столицы страны. В присутствии канцлера Ангелы Меркель состоялась официальная церемония открытия Галереи Джеймса Симона. Она является первым зданием, возведенным за последние 100 лет на территории «острова»: 5 зданий музеев, были построены в период 1830 -1920 гг.).
Галерея названа в честь мецената Джеймса Генри Симона (James Henry Simon), немецкого предпринимателя, покровителя берлинских музеев. Она будет служить центральным входом на «остров» и информационным центром для посетителей пяти музеев (в прессе галерею назвали «воротами в царствосокровищ»).
Новое здание не только функционально, но и архитектурно связывает все музеи «островного» ансамбля и позволяет распределять многочисленные потоки посетителей. Здесь же расположены залы для сменных экспозиций и выставок.
Чипперфильду удалось создать архитектурный жест гостеприимства: широкая, открытая лестница приглашает посетителей войти на «Музейный остров» и погрузиться в мир великих художественных ценностей.
Экстерьер галереи предоставляет посетителям отличную возможность для встреч, прогулок и отдыха.
Автор многолетнего проекта (2008-2019) - англичанин Дэвид Алан Чипперфильд (David Alan Chipperfield), входящий в мировую архитектурную элиту. Он неоднократно подчеркивал, что замысел и образ Галереи ему навеял набросок прусского короля Фридриха Вильгельма IV, который представлял «Музейный остров» в очертаниях Акрополя.
Д. Чипперфилд - член Королевской академии художеств Великобритании, награжден Орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», имеет Рыцарский титул за заслуги в области архитектуры, Императорскую премию Ассоциации искусств Японии, удостоен и другими престижными наградами.
David Chipperfield Architects – это глобальная архитектурная студия с офисами в Лондоне, Берлине, Милане и Шанхае.
Творческие проекты фирмы получили более 100 архитектурных и дизайнерских наград, в том числе «Премию RIBA им. Д. Стирлинга» (в 2007 году за Музей современной литературы в Maрбахе), «Премию Европейского союза за современную архитектуру» («Премия Миса ван дер Роэ») и «Премию Deutscher Architekturpreis» в 2011 году (архитектор уже долгие годы сотрудничает с дизайнерами австрийского концерна ZUMTOBEL: серия светильников «ARCOS» - его авторская модель для экспозиционного освещения в музеях и галереях).
Осветительные приборы из ассортимента Zumtobel Lighting, применённые в проекте James-Simon-Galerie:
ARCOS
СRAFT
CIELUMA
SLOTLIGHT INFINITY SLIM
ARCOS
Дизайнер светильника– Дэвид Чипперфильд.
Первая версия серии ARCOS (2007 год) – лауреат дизайнерской премии «iF product design award 2008».
В качестве источников света могли быть применены металлогалогенные лампы 35, 70, 150 Вт и галогенные лампы накаливания 50, 75 и 100 Вт.
Вторая версия ARCOS LED (2013 год) удостоена призов reddot award 2014 winner и iF product design award 2014).
Источники света – светодиодные модули мощностью 16, 23, 30 Вт.
Светильники ARCOS способны эффективно решить любую задачу, возникающую при освещении музейных и выставочных экспозиций, помещений для презентаций, торговых залов и витрин эксклюзивных магазинов. (В галерее применены светильники со светодиодными модулями, гарантирующими высокое качество цветопередачи (Ra= 92 ) и со схемной функцией TunableWhite).
Потолочный светильник Cieluma (1500 х 1500 x190 мм, потребляемая мощность 143 Вт, световой поток 12 012 лм, световая отдача 84 лм/Вт, Тц=3800 К, Ra> 80, полезный срок службы светодиодов – 50 тыс.ч ).
Рассеивающая панель из двухслойной диффузно-рассеивающей полиэфирной ткани SEFAR, трудновоспламеняемой и обладающей звукопоглощающими свойствами.
http://www.lightlive.com/de/20170502-zumtobels-akustik-lichtdecke-cieluma/
https://www.architonic.com/de/product/zumtobel-lighting-cieluma-1500x1500/1436353
http://www.lightlive.com/en/20170502-the-cieluma-acoustic-light-ceiling/
Джеймс Генри Симон (1851 - 1932) предприниматель - покровитель берлинских музеев, меценат, основатель нескольких благотворительных организаций. Его имя получило известность в связи с историей появления в Берлине знаменитого бюста Нефертити.
Этот бюст - одно из наиболее известных произведений амарнского стиля и древнеегипетского искусства в целом, стилизованный скульптурный портрет Нефертити, супруги фараона Эхнатона, правившего в Древнем Египте приблизительно в 1351—1334 гг. до н.э.
Бюст Нефертити был обнаружен 6 декабря 1912 года в Тель-эль-Амарне на раскопках древнего города Ахетатона.
Они проводились археологической экспедицией под руководством немецкого египтолога Людвига Борхардта под эгидой Германского восточного общества. Бюст находился в одном из помещений в доме древнеегипетского скульптора Тутмоса вместе с десятками других скульптур, изображавших фараона Эхнатона и его приближённых.
В 1913 году бюст был вывезен в Германию и хранился в доме крупного предпринимателя и второго казначея Германского восточного общества Джеймса Симона, лично финансировавшего раскопки в Египте.
В 1920 году Д. Симон передал скульптуру в дар Музею Азии в Берлине.
Впервые скульптурный портрет Нефертити демонстрировался широкой публике в 1924 году на «Музейном острове» в Новом музее, специально построенном под египетскую коллекцию. В военное время бюст вместе с другими культурными ценностями хранился в бункере зенитной башни и соляной шахте, после войны демонстрировался в Западном Берлине и в 2009 году окончательно вернулся на "Музейный остров" - в экспозицию восстановленного Нового музея.
Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры продолжает настаивать на незаконности его вывоза в Германию и требовать возврата в страну.
Берлин также обязан Д. Симону нахождением в Музее Передней Азии (Пергамском музее) ворот Иштар из Вавилона (современный центральный Ирак).
Один из самых известных памятников архитектуры Вавилонского царства - ворота, посвящённые богине Иштар, построены в 575 году до н. э. по приказу Навуходоносора II (ок. 605—562 гг.до н. э.), с 1930 года находятся в экспозиции Музея Передней Азии (Пергамский музей, Берлин). Несмотря на свой возраст, ворота хорошо сохранились (в отличие от аналогичных сооружений, дошедших до наших дней в руинах).
Ворота Иштар после реставрации, подробнее.