Архитектурный проектразработан парижской студией DGTArchitects, созданной в 2016 году тремя молодыми архитекторами из Италии, Ливии и Японии (Dan Dorell, Lina Ghotmeh ,Tsuyoshi Tane). Они выиграли международный конкурс, организованный Министерством культуры Эстонии сразу же после вступления страны в Евросоюз (2004).
Концепция и проект освещения: AtelierH. Audibert, Париж.
Осветительные приборы: iGuzzini illuminazione S.p.A.
Еще до открытия музея в 2016 году он был удостоен приза Grand Prix AFEX, присуждаемого за проекты французских архитекторов в других странах. (Приз Grand Prix AFEX 2018 присвоен музею Ив Сен-Лорана в Марракеше, архитекторы Studio КО (Париж).
Эстонский национальный музей вошёл и в число номинантов на премию «European Museum of the Year Award – EMYA 2018».
В конкурсе на звание лучшего «Европейского Музея Года» претендовали 40 музеев из разных стран, в том числе Музей-заповедник В.Д. Поленова в Бёхово Тульской обл. и частный Музей русского импрессионизма в Москве. 12 мая на Европейском музейном форуме лучшим музеем 2018 года был признан Музей дизайна в Лондоне. (The Design Museum, London).
29 сентября 2016 года: торжественное открытие музея
Новый национальный музей символизирует начало новой эры для страны бывшего СССР. С 1991 года, после получения независимости, Эстония сосредоточилась на создании своей новой культурной и национальной идентичности.
Музей построен на месте взлётно-посадочной полосы на территории военно-воздушной базы СССР, закрытой в 1991 году.
На общей экспозиционной площади 34 000 м2 размещено около 140 тыс. экспонатов, отражающих историю страны, её народное искусство и культуру.
Стеклянное здание, представляющее собой протяженную рампную структуру, органично вписано в красивый природный ландшафт из лесов, холмов и озер в районе Тарту.
Двухслойный фасад из специальных стеклянных модулей обеспечивает необходимую теплоизоляцию, солнцезащиту и инсоляцию.
Вечернее свечение здания создают линейные светодиодные светильники «iGuzzini Linealuce» (https://www.iguzzini.com/linealuce/).
В верхней потолочной зоне мощность этих светильников 53 Вт, внизу, у пола – 20 Вт. Оба исполнения светильников характеризуются светораспределением типа «Wall Grazе» и нейтрально белым излучением. Светильники создают равномерную яркость стен по высоте и по всей длине здания
В зоне входа – «сетка» светящихся точек из встроенных в покрытие светильников «iGuzzini Light Up» (https://www.iguzzini.com/light-up/), они освещают навес перекрытия и служат ориентационными дорожками.
iGuzzini Sistema Easy Downlight и iGuzzini Sistema Easy wallwash https://www.iguzzini.com/getmedia/1d6c0a1e-379b-4b23-9a38-bf4c7387253c/3302_EN
Освещение открытых экспозиционных пространств с белыми структурирующими объем перегородками и стенами выполнено встроенными в потолки светильниками из серии «Sistema Easy».
Равномерную освещенность вертикальных поверхностей создают светильники с асимметричным светораспредлением «Sistema Easy Wallwash»; для общего освещения служат светильники модели «Sistema Easy Downlight». Световой поток светильников автоматически адаптируется под изменение естественного освещения (например, плавно повышается при снижении интенсивности дневного света).
Ресторан, библиотека и музейный магазин размещены в зоне с большой высотой потолка. Чтобы виртуально снизить его плоскость светодизйнеры решили прибегнуть к созданию кластеров из нескольких сотен миниатюрных светильников на тонких металлических трубках длиной 5 м. Так возникли световые «островки», которые одновременно структурируют зал.