В течение трех месяцев 2023 года (21.06 – 18.09) в Королевском дворце Варшавы проходила выставка «Botticelli racconta la storia» - «Боттичелли рассказывает историю... Живопись великих мастеров Ренессанса из коллекции «Академии Джакомо Каррара» - Accademia di G.Carrara)
Выставка была организована благодаря сотрудничеству с Посольством Итальянской Республики в рамках программы . посвященной 100-летию заключения торговой конвенции между Италией и Польшей.
Кураторы выставки – докт. Miko?aj Baliszewski (Королевский дворец ,Варшава), докт. M. Cristina Rodeschini (Академия Каррара, Бергамо).
Экспонировались 9 живописных полотен мастеров Ренессанса из собрания Бергамской Академии изобразительных искусств (Accademia di belle arti G. Carrara).
Среди них наибольшее внимание привлекала одна из самых известных работ выдающегося художника раннего Возрождения Сандро Боттичелли - «История святой Виргинии» (1504, Storie di Virginia).
Живописцы, чьи произведения представлены на выставке
· Джованни Беллини (Giovanni Bellini, 1430-1516 ),
· Козиме Тура (Cosmè Tura, 1430 -1495)
· Витторе Карпаччо (Vittore Carpaccio , 1465-1526 ),
· Лоренццо Лотто (Lorenzo Lotto,1480-1556 ),
· Джованни Батиста Морони (Giovanni Battista Moroni, 1520 -1578) ,
· Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528-1588)
· Дефенденте Феррари (Defendente Ferrari,1490-1540 )
· Якопо Боссано (Jacopo Bassano,1510-1592 )
· Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445–1510 )
Общая концепция выставки потребовала комплексного подхода с индивидуальным дизайном освещения в уникальном историческом зале...Необходимо было достичь не только адекватных условий освещения для экспонатов - бесценных шедевров эпохи Возрождения, но и выявить художественные особенности архитектуры и росписей в интерьере, обеспечив для посетителей атмосферу спокойного и непринужденного созерцания экспозиции...с подсознательным погружением в ауру средневековой древности...
Выставка явилась не только образцовым примером презентации ценнейших произведений изобразительного искусства, но и демонстрацией оптимального варианта выставочного дизайна с одновременным вниманием к архитектуре и оформлению интерьера варшавского королевского дворца.
В соответствии с идеалами ренессанса освещенный сводчатый потолок с росписью как бы побуждает направить взгляд на дневной небосвод с облаками, а монументальная скульптурная композиция в центре зала воспроизводит ночное небо..... Это стирает границы между старым и новым, создавая идеальный фон для экспозиции живописи искусства Возрождения, включая «Историю Виргинии» Сандро Боттичелли.
Выставку дополняет сдержанное рассеянное освещение, приглушенная инструментальная музыка и тщательно подобранные элементы малой архитектуры, графики и типографики.
В совокупности это создает целостное восприятие выставки, основанное на конкретных, многослойных впечатлениях, но открытое для разных типов созерцания и интерпретации. Временное размещение выставки в одном из главных залов Королевского замка в Варшаве сформировало пространство, в котором встречаются и гармонично сосуществуют современность и история, реальность и иллюзия, архитектура и искусство.
Драматический сюжет полотна Боттичелли «История Виргинии» (темпера,165 х 86 см) сочетает в себе несколько сцен, читающихся слева направо:
· Виргиния, ставшая объектом страсти сенатора Аппия Клавдия, подвергается нападению со стороны его подчинённого Тацита, который пытается склонить девушку к взаимности с её обожателем;
· Девушка отказывается жить с ним по доброй воле; Тацит насильно уводит Виргинию на суд под председательством Аппия Клавдия, где её объявляют рабыней;
· За Виргинию вступаются отец и жених и взывают к справедливости;
· Отец девушки, желая сохранить честь семьи, убивает дочь и пускается в бегство верхом на коне.
В соответствии с особенностями последнего периода творчества Боттичелли, небольшие персонажи словно сливаются с фоном, несмотря на это их контуры остаются четкими и выразительные благодаря насыщенной цветовой гамме одежды, акцентированным архитектурным линиям и выразительным жестам и выражениям лиц.
Сандро Боттичелли «История святой Виргинии» ( 1504, темперная панель 1,65 х 0,86 м )
Якопо Боссано (Израильтяне пьют чудесную воду («Чудо извлечения воды из скалы») (1565)
Дефенденте Феррари "Мадонна кормилица " (1530).
Джованни Беллини). Мадонна с младенцем (1465)
Общая концепция выставки потребовала комплексного подхода с индивидуальным дизайном освещения в уникальном историческом зале...Необходимо было достичь не только адекватных условий освещения для экспонатов - бесценных шедевров эпохи Возрождения, но и выявить художественные особенности архитектуры и росписей в интерьере, обеспечив для посетителей атмосферу спокойного и непринужденного созерцания экспозиции..
Дизайнеры фирмы FLOS, соблюдая все современные нормативы и ограничения, регламентируемые Международным союзом музеев, применили гармоничное сочетание рассеянного отраженного света с акцентирующим освещением потолочных росписей и картин.