+ 7 (495) 989-29-10

Освещение скульптурных шедевров XVIII века и росписи свода капеллы в музее „Cappella Sansevero Napoli“ («Капелла Сан-Северо», Неаполь)

10.04.25

 Гордостью культурного наследия Неаполя является капелла Сан-Северо  (Cappella Sansevero) - в прошлом усыпальница знатной княжеской семьи Сангро с титулом Сан-Северо.

Капелла была основана в 1590 году, строительство завершилось в 1767 году.
Капелла, превращенная в XVIII веке в музей, хранит непревзойденные шедевры скульптуры эпохи итальянского барокко.

До сих пор вызывает неподдельное восхищение изящнейшая пластика композиции скульптур итальянских скульпторов, которые 300-400 лет назад (!!!) вручную, без каких-либо механизмов с применением только резцов, зубил ,молотка и пемзовых губок создавали неувядаемые сокровища культуры , вошедшие в историю мирового изобразительного искусства....

И, конечно, главным «инструментом» великих итальянцев был их творческий гений и рукотворное виртуозное мастерство., которое сегодня воспринимается как чудо... за гранью человеческих возможностей....

« Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск...».- так сказал Джованни Лоренцо Бернини ( 1598-1680) - итальянский архитектор и скульптор, создатель стиля барокко в скульптуре).

Секреты создания тончайшей мраморной вуали на скульптурах Христа, девы Марии и др. были раскрыты только во второй половине IXX века .Итальянский скульптор Рафаэль Монти (1818–1881) после исследований доказал, что его гениальные предшественники применяли особый вид мрамора с 2-слойной структурой: верхний слой был менее плотным, чем нижний. Филигранная обработка верхнего слоя позволяла создать эффект прозрачности вуали.

 Чтобы достичь нужного эффекта легкости и прозрачности ткани необходима была правильная подборка структуры и цвета камня.

Все этапы обработки мрамора производились вручную (резец, зубило, долото, стамески, молоток, пемза) без применения каких-либо технических механизмов. Предположительно, что основную часть работы скульпторы выполняли на этапе создания гипсовой, восковой или глиняной формы для литья.

При реконструкции освещения устаревшие светильники с галогенными лампами накаливания заменены на высокоэффективные энргоэкономичные светодиодные светильники.

Фирма IGuzzini srl применила для заливающего освещения росписи свода светильники из серии PALCO В светильниках установлены светодиодные модули с высоким качеством цветопередачи, что позволило адекватно воспроизвести все цветовые оттенки живописи.

Акцентирующее освещение статуй и скульптурных композиций выполнено светильниками сери iPro

Пластическая структура всех отдельно стоящих статуй и скульптурных композиций чрезвычайно сложна.

Однако дизайнеры iGuzzini профессионально решили задачу обеспечения объемного восприятия скульптур (3D- моделирующий эффект), ., выбрав оптимальное светораспределение и размещение светильников. Они практически не попадают в поле зрения посетителей, а тщательно протестированная ориентация световых пучков полностью исключила слепящее действие...

Наиболее значимые скульптуры в капелле «Сан-Северо»

·        Cristo velato

·        Modesty La Pudicizia

·       Disincanto

 

«Христос под плащаницей» или «Скрытый Христос» ( итал. Cristo velato, 1753)

 (автор Джузеппе Санмартино, 1720-1793, скульптор периода позднего барокко ). Мастер высочайшей виртуозности при работе с мрамором.

Мраморная статуя в натуральную величину, изображающая бездыханного Христа, завернутого в прозрачную плащаницу.

Молодой, (33-летний ) Санмартино сумел передать в холодном камне мягкость вуали и страдания истерзанного тела Иисуса.

Сквозь тончайший мраморный саван видны раны на руках и на ногах, вздувшиеся вены, грудная клетка, сведённая последней судорогой.

Снятому с креста телу ещё не придали привычную для усопшего позу — ноги согнуты в коленах так, как обычно их изображают во время Распятия, руки не сложены на груди, а безжизненно брошены вдоль туловища, голова слегка повёрнута вправо.

Рядом с телом Христа лежат орудия Страстей, напоминающие о его исключительных страданиях за всех людей — терновый венец, клещи, гвозди....

Скульптура «Cristo velato» с размерами 50×80×180 см выполнена из одного цельного куска белого мрамора и принадлежит к числу величайших скульптурных шедевров в мире , наряду с «Пьетой – «Оплакивание Христа» Микеланжело Буанаротти в соборе Св. Петра в Ватикане.

Гениальный итальянский скульптор Антонио Канова ( 1757-1822), впервые увидев творение Санмартино, воскликнул : « ....я готов отдать 10 лет жизни . чтобы называться автором этого произведения.....».

Строитель капеллы - князь Раймондо де Сагро : « ...»Скрытый Христос» сделан с таким искусством, что вызывает благоговейный трепет даже у самого осведомленного зрителя...»

«Христос под плащаницей» (1753)

«Целомудрие» или « Завуалированная истина» ( итал.Modesty La Pudicizia(1752 ) надгробный памятник, посвящённый Чечилии Гаэтани дель Аквила д’Арагона (1690—1710), матери князя Раймондо, умершей вскоре после родов.

 Автор- венецианский скульптор Антонио Коррадини - Antonio Corradini (1688-1752)

«Избавление от чар», ( «Disincanto») (1759)

 Эта скульптурная композиция до сих пор воспринимается «невозможным» творением из мрамора и уже несколько веков поражает воображение.....

Автор- генуэзский художник и скульптор Франческо Кейроло (Francesco Queirolo,  1704-1752 )

Непревзойденное мастерство Кейроло до сих пор кажется мифом - рыбацкая сеть вырезана из одного куска мрамора.

Скульптура «Избавление от чар» ценна тончайшей работой по мрамору с полировкой пемзой.

 Франческо Кейроло был единственным из неаполитанских мастеров, согласившимся на столь филигранную работу, остальные же отказались, считая, что при одном прикосновении резца сеть рассыплется на куски. По данным искусствоведов – историков, скульптор затратил на создание этого шедевра 7 лет.

Статуя « Избавление от чар - или Освобождение от обмана» — это величественное произведение генуэзского художника Франческо Кейроло, одного из ведущих итальянских скульпторов XVIII века.

Статуя изображает ангела, стоящего на глобусе с Библией у ног и помогающего рыбаку освободиться от опутавшей его рыболовной сети. Скульптурная композиция имеет как библейское, так и нерелигиозное значение.

Сеть рыбака аллегорична: ангел освобождает человека от греха и указывает ему путь Господень. Библия открыта на отрывке, который гласит: «....Я разорву твою цепь, цепь тьмы и долгой ночи, рабом которой ты являешься, дабы не быть тебе осуждённым вместе с этим миром»......

 Скульптурная композиция , созданная в XVIII веке, стала всемирно известной благодаря кажущейся «невозможной» особенности изящной драпировочной рыбацкой сети с узлами, вырезанной вручную из мрамора, которая выглядит  настолько натурально, что воспринимается настоящей, верёвочной.......

На первый взгляд кажется, что сеть сделана из настоящих верёвочных волокон. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что она вырезана из цельного блока мрамора.

Скульптурная группа была завершена в 1753 году по заказу князя Раймондо ди Сангро для размещения в отреставрированной им часовне Сан Северо в Неаполе, которая была местом захоронения его семьи.

 

Итальянский философ XVIII века Джанджузеппе Орилья назвал эту статую «последним и самым серьёзным достижением, к которому может стремиться скульптура из мрамора».

Спустя три столетия уникальная жемчужина капеллы Сан-Северо работы Франческо Кейроло продолжает восхищать, привлекая заслуженное внимание ценителей скульптурных произведений XVI - XVIII  веков.

Смотреть другие
Начните работу с компанией Тринова
Оставить заявку:
Ваше имя*:
E-mail*:
Телефон:
Название организации:
Описание задачи:
* - Обязательные поля
Свяжитесь с нами
Компания Тринова
Россия, Москва, Николоямская 40/1
+ 7 (495) 989-29-10
Подписка на рассылку
Новости, статьи, инфографика, видео и обзоры - присоединяйтесь, с нами интересно!
Мы в социальных сетях
Заказать обратный звонок:
Ваше имя*:
Телефон*:
* - Обязательные поля
Подписка на рассылку: