Вольный и ганзейский город Гамбург основан в 810 году , является сегодня одной из 16 федеративных земель Германии, городом-государством в её составе. Это второй по величине город в стране (после Берлина), седьмой по величине в Евросоюзе и самый населённый нестоличный город в Европе (около 2 млн. жителей).
Aльстер – это приток Эльбы, берущий свое начало в 53 км от Гамбурга. В пределах городской черты после появления в XII-XIII веках мельниц, каналов и дамб, Альстер превратился в запруду, своеобразное внутригородское озеро.
Уже в средние века пиво было чрезвычайно популярным напитком, его называли «жидким хлебом повседневной жизни», который был доступен в больших количествах. В нем было столько же калорий, сколько и в дешевом хлебе. Слабоалкогольное пиво пили в любое время суток мужчины, женщины и дети.
Якоб Йорданс. «Обедающие люди» (1650) [Слабоалкогольное пиво пили в любое время суток мужчины, женщины и дети].
Без пивоварен Альстер не существовал бы в том виде, который характеризует центр Гамбурга сегодня. Мельницы в районе Альстера не только размалывали хлебное зерно, но и перемалывали солод для растущего числа пивоваров в городе.
Гамбург был поистине «пивоварней Ганзейского союза». Еще до появления закона о чистоте ингредиентов, входящих в рецептуру пива («Reinheitsgebot») - до XVI века - высококачественное пиво варилось здесь для целого региона, а также экспортировалось в соседние города.
Гамбургский музей истории города основан в 1908 году, проект немецкого архитектора Фрица Шумахера был окончательно реализован в 1918 году.
Эдуард фон Грютцнер. «Любители пива» (1890-1900).
Выставка «Kein Bier ohne Alster» (07.09.2016 - 12.09.2017) с акцентом на традиции пивоварения в северной Германии была посвящена 500-летию германского (точнее - баварского) закона «Reinheitsgebot» («Райнхайтсгебот»). Это закон о чистоте ингредиентов, используемых при пивоварении, был принят в начале XVI века (1516 г.).
Согласно ему, только пиво, изготовленное из ячменя (Gerstenmalz), хмеля (Hopfen) и воды (Wasser) маркировалось «чистым» и пригодным для питья (дрожжи были открыты на 300 лет позднее). Закон о чистоте пива немецкие производители сегодня с гордостью используют и в маркетинге. «Gebraut nach dem Reinheitsgebot» или «500 Jahre Münchner Reinheitsgebot» - такие надписи можно видеть на этикетках бутылок и в рекламе.
«…Так пусть же до конца времен
Не высыхает дно в бочонке,
где клокочет Джон
Ячменное Зерно!...»
Роберт Бёрнс. «Джон Ячменное зерно».
На экспозиционной площади 600 м2 в «Museum für Hamburgische Geschichte» размещено более 400 самых различных экспонатов, повествующих посетителям историю культуры пивоварения от древнего Египта, Средневековья и до наших дней.
Самая большая проблема в дизайне выставки состояла в том, чтобы адекватно и рационально отразить содержание экспонатов и их формальное разнообразие в относительно небольшом пространстве.
Для того чтобы четко структурировать тематические разделы и направлять посетителей по всему маршруту осмотра, гамбургская дизайн-студия IIID brand communication разработала систему визуального ориентационного «путеводителя».
С одной стороны, яркие желтые полосы на полу и на стенах направляют к информационным текстам, с другой – эти «пивные тропы» тематически структурируют экспозицию, подводя зрителей к таким разделам, например, как «Бочка и бондарь», «Пивнушка и питьевые залы», «Пивоварня Ганзейского союза».